Российские руководители очень боятся потери интеллектуальной собственности, констатируют эксперты, но в то же время не спешат переходить к новой Индустрии 4.0.
«В будущем Индустрия 4.0 приведет к ежегодному росту ВВП на 1\%, а производительность вырастет на 10−20\%. Параллельно увеличится и количество рабочих мест», — убежден директор Российской академии электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко.
«Мы сами отгораживаем себя «забором»
Компания IBM провела масштабное исследование, в котором приняли участие топ-менеджеры со всего мира. Были опрошены работодатели самых обычных спектров экономики — банки, промышленность, телекоммуникации
Гендиректор IBM в России и СНГ Андрей Филатов подчеркивает, что сходства между российскими и зарубежными руководителями есть, но мы (российские руководители, ред.), поясняет Филатов, имеем свои принципиальные отличия.
«Мы уверены, что через 3−5 лет макроэкономические и рыночные факторы будут оказывать более значимое влияние на предприятия, чем технологические», — поясняет он.
Эксперты аргументируют такое влияние экономическим кризисом и политическими санкциями.
«Санкции на нас обрушились, но Россия по-прежнему остается страной-лидером в поставках оружия, вертолетов, спутниковой связи — это доход в $ 15 млрд в год», — говорит директор по коммуникациям, аналитике и стратегическим исследованиям «Ростеха» Василий Бровко.
Чтобы пройти мимо «заборов», мешающих эффективному развитию бизнеса, эксперты рекомендуют руководителям компаний уделять большее внимание именно технологическим факторам — явлениям и процессам, а также отдельным людям и организациям, способствующим разработке новых прогрессивных технологий, благодаря которым создаются новые товары, услуги и маркетинговые возможности.
«Нет особого пути, нет определенных инструментов. Мы сами огораживаем себя „забором“, — подчеркивает старший вице-президент по проектированию и разработке ПО Acronis Станислав Протасов. — Надо стремиться к тому, чтобы наши продукты были популярны на внешнем рынке».
Топ-лист страхов руководителя
Эксперты составили и перечень рисков, с которыми боятся столкнуться топ-менеджеры России и СНГ. В топе «страхов» — риски ИТ-безопасности, финансовые риски и страх потери интеллектуальной собственности. Для всех пунктов есть свои объяснения, и именно эти страхи в большинстве случаев мешают российским компаниям создавать инновационный продукт.
Еще одна проблема — в умах самих руководителей, которые используют неправильные методы работы. По словам экспертов, в России и СНГ большинство управленцев по-прежнему полагаются на традиционные методы типа мозгового штурма, даже для обнаружения новых тенденций.
«Похвально, что мы активно используем аналитику, но российские руководители практически не знакомы с понятием «Когнитивные вычисления», — сетует Филатов.
Между тем, он полагает, что когнитивные вычисления в ближайшие годы будут востребованы в самых различных сферах деятельности. В первую очередь они затронут те офисные сферы, где труд является достаточно рутинным, но при этом очень дорогостоящим.
Еще один «забор», который «выстраивают» российские руководители — безразличие по отношению к отзывам клиентов. Многие компании России и стран СНГ не обращают внимания на то, что пишут в отзывах, и это, поясняют эксперты, мешает создать хорошую «почву» для развития конкуренции.
«Конкуренция заставляет получить уверенность в том, что мой продукт действительно мирового уровня», — подчеркивает значимость развития соперничества представитель компании Acronis.
Между тем, статистика говорит о том, что Россия и СНГ активно изучают смежные области для того, чтобы понять, в каком направлении двигаться дальше.
Еще один интересный момент в исследовании IBM касается перевода взаимодействия с клиентами в виртуальное пространство.
Как поясняет Андрей Филатов, показатели российских компаний по сравнению с 2014 годом улучшились более чем на треть. У 92\% руководителей наблюдается полный перевод взаимодействия с клиентами в виртуальное пространство.
Руководители и компании России и СНГ, по мнению экспертов, пока лишь готовятся к Индустрии 4.0. Препятствиями являются внешние факторы и слабая информированность — в России есть все условия для того, чтобы создавать хорошие продукты, но мешают определенные обстоятельства, поясняют они.
«Про Россию говорят: если хотите создать уникальную вещь, которую не может сделать никто, идите к русским. Если надо сделать несколько одинаковых вещей, то идти стоит к кому угодно, кроме русских. Это стабильная картина мира, — говорит гендиректор DZ Systems Дмитрий Завалишин. — Мы плохо умеем делать рядоположные вещи, это касается и промышленности. Мы любим и умеем рождать гениев, но плохо умеем строить повторяемые стабильные качественные процессы».
Эксперты подчеркивают: для компании любого уровня должен быть важен вопрос выхода на глобальные рынки. Не только потому, что глобальный рынок намного больше — если предприятие начинает замыкаться в себе, оно теряет чувство того, какой проект оно делает.
Мария Андреева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: