Новости
18 Февраля 2009, 10:17

«За» и «против» отечественного аутсорсинга

Сегодня, в период оптимизации затрат бизнеса и производства, аутсорсинг как инструмент управления стал особенно актуален. Отдав часть второстепенных функций на управление внешним специалистам соответствующей области, компании получают возможность сконцентрироваться на развитии основного бизнеса.

Что такое аутсорсинг?

Популярной в России эта услуга стала в конце 90-х, когда компании стали передавать на аутсорсинг хотя бы один компонент своего производственного процесса. Условно аутсорсинг подразделяют на два основных вида: аутсорсинг бизнес-процессов (АБП) и производственный аутсорсинг (ПА).

АПБ подразумевает передачу сторонней организации отдельных бизнес-процессов, которые не являются для компании основными, бизнес-образующими. Он включает в себя большое количество второстепенных функций. Одно из давно освоенных в мире направлений — производственно-хозяйственный аутсорсинг, в который входят аутсорсинг эксплуатации объектов недвижимости, услуг по клинингу и рабочему питанию, управлению транспортным парком предприятия и др. К данному виду относят также управление персоналом, внутренний аудит, логистику или транспорт, снабжение, финансы, бухгалтерию и другие функции.

ПА — это передача подрядчику части производственной цепочки в тех случаях, когда процесс производства собственными силами обходится предприятию дороже, чем привлечение аутсорсера. Первыми стали пользоваться аутсорсингом производители электроники и телекоммуникационные компании, а в настоящее время этот вид распространился на большинство видов деятельности.

Преимущества услуги

Как считают специалисты компании abcForum, технология аутсорсинга позволяет сократить расходы на 20−40%, обеспечивая при этом качественное выполнение различных внутренних функций.

Преимущества, присущие аутсорсингу любого вида деятельности, заключаются в возможности руководства не отвлекаться на управление обслуживающими функциями и вследствие этого уделять больше внимания основному бизнесу компании. Аутсорсинг позволяет решить проблемы квалифицированности кадров. Компании не придется беспокоиться о сокращении численности своих сотрудников при изменении ситуации на рынке, перепрофилировании деятельности, уменьшении объемов производства и т. п. Сокращаются расходы на оборудование и программное обеспечение, необходимое для поддержки передаваемых бизнес-процессов и на их последующую техническую поддержку, иногда и на содержание офиса и аппарата управления.

Однако основной выгодой является возможность использовать чужой высокопрофессиональный опыт, накопленный при решении аналогичных задач, и постоянный доступ к новым технологиям и знаниям.

Поскольку компании, специализирующиеся на предоставлении определенных услуг, уделяют особое внимание всем изменениям и инновациям, происходящим в сфере, они первыми делают усилия для выработки новых решений поставленных задач, развивают соответствующие технологии, повышают квалификацию своего персонала. Узкая специализация позволяет компаниям обеспечивать надежное и качественное исполнение передаваемой ей на аутсорсинг функции.

Чтобы получить такое же качество самостоятельно, заказчику потребуются не только инвестиции в развитие персонала, оборудование, программное обеспечение, но и значительные временные затраты. Если же сравнивать не просто цену, а смотреть на проблему с точки зрения «цена-качество», то бизнес-модель с использованием аутсорсинга становится предпочтительной.

Популярные сферы аутсорсинга

Считается, что рост популярности аутсорсинга начался с IT-сферы. Компании просто перестали успевать вкладываться в обновление программного обеспечения, повышение квалификации специалистов.

Константин Полянский, заместитель генерального директора по сервисному обслуживанию ЗАО «ТаксНет-Сервис»:

— Правда, в развитии аутсорсинга в этой сфере есть и некоторые сложности. Главная — местный менталитет. Почему-то так повелось в тех компаниях, где нет системного администратора, что в случае возникновения задач для IT-специалиста, приглашается некий «знакомый молодой человек», который просто переустановит Windows. Руководители подобных предприятий не понимают, что такие «молодцы» решают (в лучшем случае) проблему разово и никакой ответственности за последствия, в отличие от работы по договору с аутсорсинговой компанией, не несут.

Следующая по популярности сфера финансовая.В период кризиса аутсорсинг действительно помогает удержаться на должном уровне, сохранить позиции на рынке и контролировать расход денежных средств. Чаще в финансовой сфере на аутсорсинг передают следующие функции: ведение бухгалтерского и нало
гового учета; расчет заработной платы и налогов с ФОТ; ведение управленческого учета и учета по МСФО.

Кадрия Анварова, генеральный директор «Независимой консалтинговой фирмы» (НКФ) к.э.н., эксперт TatCenter.ru по вопросам аудита, консалтинга:

— Оценив достоинства аутсорсинга, не нужно торопиться передавать сторонней организации ведение бухгалтерского учета. Бухгалтерский аутсорсинг имеет и свои недостатки. Прежде всего, может оказаться так, что выбранный аутсорсер не отвечает всем требованиям высокопрофессионального поставщика услуг. Ведь, чтобы привлечь заказчиков невысокой ценой на свои услуги, аутсорсеры могут нанимать специалистов низкой квалификации.

Кроме того, передача бухгалтерской документации сторонней организации может привести к потере конфиденциальности внутрифирменной информации. Для крупных организаций-заказчиков передача бухгалтерского учета на аутсорсинг зачастую ведет к снижению оперативности в учете.

При плохой организации документооборота существует возможность потери первичных учетных документов. И еще одно «против» использования аутсорсинга бухгалтерии — отсутствие контроля над деятельностью организации или специалистов, которые предоставляют бухгалтерские услуги. Хотя этого можно и избежать. Заключая договор с аутсорсером, разумно предусмотреть порядок отчетности перед организацией-заказчиком. И, наконец, аутсорсеры не всегда досконально разбираются в специфике работы организации-заказчика, что часто не позволяет корректно отразить информацию в учете.

И все же, бухгалтерский аутсорсинг выгоден тем, кто только начинает свой бизнес: специалисты поставят учет таким образом, как потребует российское законодательство или международные стандарты. Он выгоден и инвесторам, которые заинтересованы в независимом контроле над ходом инвестиционного проекта, и тем, кому необходимо восстановить бухгалтерский учет.

В то же время, приобретая услуги по бухучету, заказчик также может получить доступ и к юридическим, налоговым ресурсам аудиторских компаний. Аудиторская фирма может найти нетрадиционные решения проблем, отстоять их в споре с налоговыми органами или в суде.

Сегодня не каждая компания имеет возможность и желание держать в штате профессионального психолога, кадрового сотрудника. Не ошибиться в подборе персонала, организовать переподготовку, повышение квалификации специалистов позволяют компании, предоставляющие по аутсорсингу ряд кадровых услуг.

Еще одна статья расходов, на которой можно сэкономить реклама и PR. Несомненно, специалисты, работающие не первый год в этой сфере, коллективно намного эффективней «пропиарят» предприятие, чем одинокий пресс-секретарь, большую часть времени пребывающий в поиске, чем себя занять.

Трудности развития аутсорсинга в России

По оценкам компании «Ernst & Young», около 70% европейских компаний применяют аутсорсинг бизнес-процессов. Российские показатели существенно ниже. Как показал опрос экспертов Tatcenter.ru, продвижению аутсорсинга в нашей стране мешает ряд факторов.

Адель Хаертынов, эксперт «Независимой консалтинговой компании «СЭНК», эксперт TatCenter.ru по управленческому консалтингу и инвестиционному проектированию:

— Российские компании, обращаясь к аутсорсингу, как правило основываются на двух ключевых целях: снижение затрат и возможность улучшения качества работ. Для наших клиентов, заказывающих бизнес-планы или управленческое консультирование, аутсорсинг уже стал естественным. Для того чтобы аутсорсинг развивался, необходимо, чтобы он был не только доступным, но и, прежде всего, качественным и профессиональным.

Павел Сатонин, директор департамента ERP Центра решений «Real Business Systems» (ООО «РБС»):

— Не думаю, что все виды аутсорсинга приживутся у нас. Так, например, финансовый аутсорсинг будет востребован лишь частично из-за ментальности нашей бухгалтерии. В то же время IT и юридический аутсорсинг будут развиваться и укрупняться как бизнес-направления. Толчком к повышению интереса к этим услугам может послужить повышение грамотности руководства предприятий, развитие высоких технологий, стремление к оптимизации затрат на непрофильные направления.

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: