Во-первых, 3 декабря 2013 года с космодрома на мысе Канаверал стартовала ракета-носитель «Falcon 9» американской компании SpaceX, принадлежащей Маску.
Во-вторых, появившиеся в России первые электромобили Tesla S вызвали восторженные отклики. Так, на прошлой неделе известный блогер и политический деятель Алексей Навальный посвятил пост появлению Tesla S на улицах столицы:
«Это Москва, по улицам которой ездит серийный автомобиль вообще без бензинового двигателя. Полная зарядка стоит как две поездки в метро.
Сейчас этот автомобиль с таможней и перевозкой стоит $ 200 тысяч (наши чиновники обычные «Мерседесы» по такой цене покупают), но понятно, что через 10 лет они будут стоить дешевле, чем автомобили с двигателем внутреннего сгорания, а через 20 лет таких машин будет большинство".
Там же приводятся слова одного из первых отечественных владельцев Tesla S, Сергея Филонова, вице-президента по технологии Crowdage Academy:
«Когда я регистрировал ее в ГАИ, пришлось вводить новую учетную запись. Ее просто не было в базе.
У нее есть штатная зарядка, а я купил два дополнительных комплекта. Они вешаются на розетку и одной стороной вставляются как бы на место бензобака. С мощности в 12 киловатт заряжается за ночь. С полной зарядки она показывает запас где-то 450 километров, но это по трассе. В Москве так не получается, тем более что газку хочется поддать, а газок здесь — 4,2 секунды до ста. Больше 250 километров за день у меня по Москве еще не выходило, а это за ночь полностью восстанавливается. Но я и столько не наезжаю, я же не таксист.
68 рублей — полная зарядка. Это если по ночному тарифу. Кстати, в ней еще такая возможность заложена: оттого, что есть разные тарифы, дневной и ночной, вы, если у вас дом частный, можете использовать машину как бесперебойный источник питания. То есть вы ее за ночь заряжаете по ночному тарифу, а днем питаете дом электричеством от нее. Экономия!"
Еще один довольно неплохой русскоязычный тест-драйв Tesla S
В-третьих, в Казани две недели назад появился Tesla S. Напомним, что в Москве по состоянию на середину ноября было зарегистрировано всего 3 Tesla S. Фото выложили соцсетях, но хозяина не разглашают…
На снимке видна машина белого цвета с госномером м245хв 116. Ранее этот номер числился за автомашинами сопровождения президента Татарстана Рустама Минниханова.
Такой вал информационных событий вокруг проектов Илона Маска заставил нас обратиться к самой личности одного из самых интересных инноваторов сегодняшнего времени. Его уже сейчас называют одним из величайших людей XXI столетия, может быть, даже более великим, чем Билл Гейтс или Сергей Брин.
Образ Илона Маска уже увековечен в голливудской научно-фантастической серии боевиков «Железный человек» в личности главного героя — Тони Старка, промышленника и гениального изобретателя. И это несмотря на то, что ранее прообразом одноименных комиксов, по которым сняты фильмы, была не менее интересная фигура, правда из прошлой эпохи — Говард Хьюз, промышленник-предприниматель, инженер, пионер и новатор американской авиации. Это показывает тот масштаб влияния, которое производит личность Маска на своих соотечественников.
Сам Маск даже снялся в небольшой роли во второй части фильма.
Более того, он начал реализовывать фантастические идеи из фильма. Увидев, как в «Железном человеке» Тони Старк работал с голографическими 3D моделями, Маск создал такую же новаторскую систему проекционного 3D-моделлинга на основе жестов. Он выложил в Сеть видео, где создает одну из ракетных частей для своей программы SpaceX, а затем распечатывает готовую деталь на 3D-принтере.
Система, созданная на основе технологии захвата движений Leap Motion, набора различных дисплейных технологий вроде шлема виртуальной реальности Oculus Rift и 3D-проектора, а также модифицированной версии программного обеспечения Siemens NX (к слову, на базе этого ПО разрабатываются проекты для SpaceX) теперь позволяет инженерам из SpaceX масштабировать и просматривать объекты на экране, вообще не прикасаясь к компьютерной мышке.
Маск говорит, что подобные технологии при должном внимании и развитии смогут совершить революцию в компьютерном моделировании, потому как конструкторы и инженеры смогут практически без каких-либо усилий воплотить буквально на интуитивном уровне голографический концепт только что придуманной детали, почувствовать его, а уже затем без проблем напечатать уже готовую деталь.
Что же такого сделал Илон Маск, что о нем было столько разговоров?
Путь гения инноваций
Илон Маск (Elon Musk) родился в Претории (Южная Африка) от отца-южноафриканца и матери-канадки. Мама — писатель, диетолог и модель, отец — инженер-электромеханик. Купив первый компьютер в 10 лет, в 12 Маск написал первую коммерческую программу — космическую игрушку Blast Star — и продал ее компьютерному магазину за 500 долларов.
В возрасте 17 лет он уехал в Канаду, а в 1992 году переехал в США. Начинал в Америке очень тяжело — еле наскребал доллар в день, но, тем не менее, получил грант на обучение в Wharton School of Business at the University of Pennsylvania. Получил степени по экономике и физике. Проучился ровно два дня в Стэнфорде, после чего отчислился для создания конторы по написанию веб-софта для новостных организаций (проект zip2). В 1999 году Compaq Computer приобрела Zip2 за $ 307 млн — это была самая большая денежная сделка с интернет-компаниями на тот момент.
После zip2 Маск основал X.com, финансовую сервисную фирму, которая объединилась с другой компанией, чтобы сформировать всемирно известную компанию оператора платежей PayPal в 2000 году. В октябре 2002 года PayPal была куплена eBay за $ 1,5 млрд. На момент продажи Маску принадлежали 11,7\% акций компании.
В июне 2002 года Маск основывает свою третью компанию SpaceX (коммерческий оператор суборбитальных рейсов), в которой в настоящее время является CEO и главным инженером.
В 2004 году инвестирует в Tesla Motors, компанию, которая производит мощные электромобили, где является председателем совета директоров.
В 2006 году помогает основать SolarCity, которая, в свою очередь, оснащает солнечными батареями 33 000 зданий. Занимает пост в совете директоров.
Колонизатор Марса
В начале нового столетия Илан Маск четко сформулировал, какие проблемы он хотел решить: развивать возобновляемые источники энергии и оживить космическую программу США.
Маск говорил: «Америка потеряла свою страсть к освоению космоса. Последним действительно амбициозным скачком человечества были высадки на Луне с 1969 по 1972».
Теперь Idea fix Маска — колонизация Марса. Чтобы подстегнуть человечество, Маск задумал дикую и красивую идею — высадить зеленые растения на Марсе. Он планировал отправить туда экспедицию NASA, чтобы построить небольшую теплицу на поверхности Марса, в которой будет обезвоженный питательный гель, выстеленный на земле. И все для того, чтобы увидеть замечательные фотографии зеленых растений на красной почве.
Но NASA отложила этот проект до лучших времен, чем только раззадорила Маска. Так родилась SpaceX. Сегодня четверть космических запусков SpaceX служит NASA, а оставшиеся три четверти идут на развитие коммерческой отрасли освоения космоса. Маск прямо заявляет, что на сегодняшний день NASA является крупнейшим клиентом компании. Сейчас компания также работает над созданием собственного коммерческого космодрома в Техасе.
Тем не менее, по последним данным, NASA все же планирует послать на Луну живые растения в 2015 году в рамках программы Lunar X Prize от Google. Вот вам и «безумная» идея от Илона Маска.
Маск же хочет построить на Марсе колонию, в которой разместится 80 000 человек. Чтобы осуществить это, Маску придется потратить по 500 000 долларов на переселение каждого из «колонистов». Маск предполагает отправить небольшую группу людей, человек десять или меньше, которые смогут справиться с ракетой, оснащенной жидким кислородом или метаном. Все нужные материалы в большинстве своем можно будет найти прямо на Красной планете.
Один билет на марсианскую колонию обойдется в полмиллиона долларов, что, в принципе, не много для состоятельного землянина. По расчетам Маска, из почти восьми миллиардов людей, живущих на Земле, 100 000 человек могут позволить себе билет на Марс, а значит, набрать 80 000 будущих колонизаторов не так уж и сложно.
Сам Маск формулирует свою мечту так: «Я бы хотел умереть на Марсе. Только не разбившись о поверхность планеты». Самое интересное, что эта мечта вполне осуществима, если исходить из достижений Маска в области ракетостроения.
Ракеты собираем сами
До строительства своей собственной космической ракеты Маск трижды посещал Россию, в 2001 и 2002 годах, чтобы поговорить (безуспешно) с чиновниками о покупке двух из множества демонтированных межконтинентальных баллистических ракет. «Это было странное и причудливое приключение», — вспоминал он.
И тогда Маск понял, что главное препятствие его планам — отсутствие дешевой и доступной ракетной техники. Он смело взялся решать эту проблему собственными силами и собрал команду единомышленников и специалистов по ракетостроению. Они в течение нескольких выходных решали вопрос того, как строить ракеты более эффективным образом.
«Через шесть лет после старта нашей компании, в 2007 году, мы запустили первую ракету Falcon 1 на орбиту. И цена — не стоимость, заметьте, — а полная цена запуска обошлась в 7 миллионов долларов», — говорит Маск.
Запуск первой ракеты SpaceX Falcon 1 состоялся 20 марта 2007 года.
С тех пор разработан ряд ракет следующего поколения, которые могут доставить полезный груз в космос за деньги на порядок меньшие, чем требовали старые агрегаты. Такая дешевизна обеспечивается жесточайшей экономией и внедрением множества инновационных находок в ракетостроении.
В 2010 году SpaceX стала первой частной компанией, которая запустила космический аппарат на орбиту и вернула его назад. В 2012 году ее судно успешно пристыковалось к МКС.
По состоянию на июнь 2013 года, SpaceX имеет контрактов на 5 млрд долларов США. Из них — контракт с NASA на сумму 1,6 млрд долларов на 12 миссий по доставке грузов на МКС (две миссии уже завершены, на борту находились космические модули Dragon, которые были разработаны компанией совместно с NASA).
Всего в SpaceX трудится 3000 работников.
3 декабря 2013 года телекоммуникационный спутник SES 8, который был запущен с космодрома на мысе Канаверал, успешно отделился от ракеты-носителя Falcon 9 и начал движение по собственной орбите.
Стоимость запуска составляет от 56 до 77 млн долларов США, в то время как запуск российского «Протона» или европейской ракеты Ariane 5 обходится в 100 млн и 200 млн соответственно.
Сейчас вовсю идут работы по проекту Grasshopper, это первая стадия Falcon 9, на которой он сможет садиться и взлетать вертикально. Выходит на орбиту, разворачивается, перезапускает двигатели, устремляется к Земле, включает посадочные двигатели и садится вертикально.
Пока сделали несколько тестовых полетов. Последний (восьмой по счету) полет состоялся 7 октября 2013 года. За 80 секунд ракета поднялась на высоту 744 метра, зависла в воздухе и плавно опустилась обратно на стартовую площадку. Точность обратного приземления как у вертолета.
Сам Маск обещает полноценный космический полет с обратным приземлением по проекту Grasshopper уже в 2014 году!
Но не только в ракетостроении Маском оставлен глубокий след. Такая же по масштабам революция произошла и в автостроении.
Tesla S — гостья из будущего. Очень близкого будущего
Tesla Model S — пятидверный электромобиль производства американской компании Tesla Motors — в полном смысле революционного изделия, поставки которого в США начались в июне 2012 года.
Согласно данным US Environmental Protection Agency (EPA), заряда литий-ионного аккумулятора емкостью 85 кВт/ч хватает на 426 км, что позволяет Model S преодолевать наибольшую дистанцию из доступных на рынке электромобилей. Базовая модель S использует жидкостное охлаждение двигателя переменного тока, который производит 362 лошадиных силы. Цены на Model S в США начинаются от 62,4 тысячи долларов и доходят до 87,4 тысячи долларов. Самый дорогой вариант — это автомобиль с запасом хода почти в 425 километров, способный набирать «сотню» за 4,2 секунды.
По части безопасности автомобиль оставляет позади всех конкурентов. Национальная администрация безопасности дорожного движения США (NHTSA) присудила наивысший рейтинг 5 звёзд электромобилю Model S во всех категориях тестирования.
Столь высокая безопасность обусловлена естественными свойствами конструкции электромобиля. В нём отсутствует большой бак с топливом, так что появилась возможность сделать более длинные зоны деформации для поглощения энергии при ударе на высокой скорости. Мотор автомобиля диаметром 30 сантиметров отличается от огромных моторов бензиновых машин, которые превращаются в смертельные железные ядра, дробящие кости людей при столкновении и сплющивании кузова. Капот Tesla S используется как дополнительный багажник.
Model S показала великолепный результат и в одном из сложнейших тестов на боковое столкновение. По результатам краш-тестов седан сохранил, в среднем, 63,5\% объёма водительского пространства в салоне. Для сравнения, другой «пятизвёздочник» и один из самых безопасных автомобилей Volvo S60 сохраняет всего 7,8\% объёма пространства.
Model S оказалась примерно на 50\% лучше всех остальных автомобилей в тестах на переворот. Специалисты Национальной администрации безопасности дорожного движения испытали определённые трудности с проведением этого теста. Из-за установленных по всему днищу тяжёлых аккумуляторов и низкого центра тяжести седан отказался переворачиваться, когда к нему применяли обычные методы. Специалистам так и не удалось добиться возгорания литий-ионных аккумуляторов Model S ни при каких реалистичных условиях.
По итогам первого квартала 2013 года в США было продано 4750 экземпляров Tesla Model S. Таким образом, модель стала самым продаваемым люксовым седаном, опередив, в частности, Mercedes-Benz S-класса и BMW 7-й серии.
Грандиозный успех инновационного автомобиля подстегнул рост котировок Tesla Motors Inc (NASDAQ:TSLA). Курс акций на начало размещения в середине 2010 года был $ 17−19, а на начало 2013 года — уже $ 33. Курс акций на последнюю дату — $ 140.
Но Илон Маск не думает останавливаться и замахивается на дальнейшее реформирование транспорта. Он запускает проект Hyperloop.
Американский ответ на проекты Якунина
Hyperloop — это гипотетическая модель высокоскоростного передвижения, предложенная Илоном Маском. Эта система должна стать «пятым видом» транспорта — альтернативой кораблям, самолетам, автомобилям и поездам. В теории она позволит добраться из Лос-Анджелеса до Сан-Франциско за полчаса. Именно над этой дорогой работает сейчас Маск. При этом проект очень экономичный.
Постройка данной системы между двумя гипотетическими пунктами обойдется в десять раз дешевле, чем стоимость высокоскоростной железной дороги и в 4 раза дешевле по сравнению со стоимостью автомобильной магистрали. Стоимость капсул и моторов обойдется в несколько сотен миллионов долларов. В свою очередь, строительство самой трубы может обойтись в несколько миллиардов, но это все равно дешевле, чем стоимость запланированного запуска поезда-пули в Калифорнии в 2029 году. Помимо этого Маск сообщил, что строительство будет не только дешевле, но и легче, ведь в том месте, где эта труба будет проходить (межштатная автомагистраль I-5) уже есть необходимая для этого проекта инфраструктура.
Система Hyperloop представляет собой своего рода новую ветку развития пневматической почты. Hyperloop — это система труб, по которым перемещаются специальные капсулы с людьми и грузом. «Катушка» будет способна доставить вас на скорости в тысячу с лишним километров в час, что в 3−4 раза быстрее, чем скоростной поезд, и в два раза превышает скорость самолета.
Длина такой футуристической капсулы составляет около 5 м, масса — 183 кг. Полезная нагрузка капсулы — это 4−6 человек вместе с багажом — примерно 410 кг.
Примечательно, но ускорение при этом не будет превышать 1G. Другими словами, при использовании Hyperloop пассажиры будут испытывать те же ощущения перегрузки, что и при поездке собственным автомобилем.
Для тяги Маск предлагает использовать внешний линейный электродвигатель, который будет расположен непосредственно внутри трубы. По его словам, «здесь подойдет обычный индукционный мотор (как у автомобилей Tesla Model S), только плоский, а не круглый». Установленных в трубе на расстоянии в 113 км друг от друга моторов будет достаточно, чтобы обеспечить передвижение пассажирских капсул на дозвуковой скорости. При этом размеры секций с такими электродвигателями должны составлять менее одного процента от ее общей длины.
Что касается питания, то электромоторы будут получать его от солнечных панелей, которые будут установлены снаружи транспортных тоннелей. По мнению Маска, «для правильной работы вырабатываемой ими энергии будет более чем достаточно».
Учитывая предыдущий послужной список Маска, можно прогнозировать, что этот красивейший проект будет все-таки воплощен (и возможно, даже раньше, чем ВСМ «Москва-Казань»).
«Природа-мать! когда б таких людей ты иногда не посылала миру, заглохла б нива жизни…» — писал Николай Некрасов более 100 лет назад. Строки о Добролюбове вполне можно отнести к людям, подобным Илону Маску.
Альберт Бикбов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: