О вхождении клининговых фирм на рынок ЖКХ должна была идти речь на круглом столе в Агентстве по развитию предпринимательства. Но конструктивного диалога не получилось.
На мероприятие были приглашены представители немногочисленных казанских клининговых компаний, Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ и частные предприниматели, взявшие в доверительное управление жилые дома.
Ситуация, складывающаяся на рынке ЖКХ, свидетельствует о том, что доля частного бизнеса в жилищно-коммунальной отрасли на сегодняшний момент ничтожно мала. В настоящее время в этой сфере услуг действуют 5 клининговых компаний, которые практически не обслуживают сферы ЖКХ в масштабах целого города или республики. Максимально возможным для них является лишь обслуживание какого-нибудь микрорайона, т.к. министерства и ведомства неохотно отдают сферы своего влияния.
Клининг — от английского clean — чистить, убирать. Клининговые компании обеспечивают широкий спектр работ по уборке помещений. Сервис основывается на современных технологиях, организационных принципах, эффективной технике и высококачественных химических средствах. Но главным фактором качества услуг являются сотрудники, которые специально подобраны и подготовлены. Профессиональная уборка необходима не только с эстетической точки зрения, но и для экономии, ведь применение специальных технологий при восстановительных и поддерживающих уборочных работах позволяет отложить косметический ремонт на длительный срок (срок эксплуатации помещений, напольных покрытий, мягкой мебели, увеличивается минимум на 30%). Ассортимент разовых услуг очень разнообразен — от чистки ковролина и мягкой мебели до мойки окон и фасадов промышленными альпинистами.
По сути, тема круглого стола не получила развития. Дискуссия переросла в прения между предпринимателями и представителями Министерства ЖКХ и городского департамента ЖКХ. Предприниматели, судя по всему, не желают пускать клининговые компании на рынок ЖКХ. Суть их претензий заключается в том, что качественные услуги по уборке дома и территорий они могли бы предоставлять и сами, если бы средства от квартплаты передавались им напрямую. Для этого они предлагают реформировать доверительные компании в управляющие.
Владимир Андреев — предприниматель, взявший в доверительное управление микрорайон «Куба», поделился своим опытом. В его ведении 15 хрущевок общей площадью 40 тыс. кв. м. Такая площадь не рентабельна, поэтому Андреев попросил увеличить ее до 180 тыс. кв. м. С этим согласился и глава Советского района Альберт Камалеев, однако этот вопрос не находит понимания на уровне городской администрации.
Собираемость квартплаты на «Кубе» составляет 100%. А средства уходят в банк «Казанский», и получить их предпринимателям сложно. Посредником между банком и предпринимателями выступают районные жилищные управления, которые, по словам предпринимателей, не отчитываются перед населением за оказанные услуги. Управляющие компании (УК), работая на прямую со средствами населения, были бы ответственны за свою работу, так как с развитием этого рынка услуг, с ростом конкуренции УК можно было бы поменять.
Кроме того, за аренду площадей в домах средства идут в КУКИ. По мнению Владимира Андреева, если бы они поступали к предпринимателям, это позволило бы направлять их на содержание и ремонт домов. Пока же, по словам предпринимателей, жилищники зарабатывают деньги для поставщиков услуг: «Водоканала», энергетиков и тепловиков. Самим же при нынешних тарифах ничего не остается.
Более того, перед выборами в Госсовет РТ В. Андреев написал письмо Президенту РТ Минтимеру Шаймиеву, в котором объяснил суть проблемы предпринимательства в ЖКХ и обозначил путь их решения: отдать средства предпринимателям, уполномочить их, самим составлять договорные соглашения с поставщиками услуг. Откуда пришло поручение Министерству ЖКХ встретиться с Андреевым и проработать данный вопрос. Владимира Андреева не пригласили, а Президенту отчитались отпиской. Эту оплошность представители министерства обещали испр
авить.
В свою очередь начальник отдела ЖКХ Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Валерий Леонтьев заявил, что опыт управляющих компаний есть в Набережных Челнах, где владельцы приватизированных квартир заключают договора с УК и платят им деньги. Казанским предпринимателям, судя по его словам, ничто не мешает работать по подобной схеме.
Представители клининговых компаний молча следили за развитием действия. Заместитель директора компании «Блеск — Сервис» и старожил на рынке клининга (2 года) Марат Нугуманов рассказал, что зона их обслуживания пока ограничивается лишь министерствами, ведомствами и крупными компаниями. В числе их клиентов — «Транснефть», «Пирамида» и отель «Мираж».
Работать в сфере ЖКХ «Блеск-Сервис» не пробовал. Марат Нугуманов объясняет это тем, что в ней много подводных течений. В частности, вызывает недоумение ситуация с уборкой подъездов. Судя по сегодняшним счетам-фактурам, предпринимателям должны отчислять 19 копеек в день. Однако получают они всего лишь 15. В каких структурах оседают деньги — неясно. Также клининговые компании беспокоят вопросы, связанные с платежами, и взаимодействие с органами власти.
Работать в ЖКХ «уборочные» компании готовы только на условиях полной прозрачности.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: