Новости
11 Августа 2014, 12:12

«Свияжск АРТель»: театральные вариации на тему истории острова

Театральная лаборатория «Свияжск АРТель» превратила остров в место действия, жителей — в героев спектаклей, а их воспоминания и легенды — в сценарии.

Театральные лаборатории под руководством Олега Лоевского на острове Свияжск уже становятся традицией: нынче летом их было две. Августовская стала своеобразным выражением любви театральных людей к острову. Идея ее родилась в прошлом году: тогда режиссеры и кураторы лаборатории после плодотворной творческой работы в Свияжске решили, что пора воздать дань уважения месту и особым образом, на языке театра, рассказать историю, героем которой стал бы сам остров с его реальными жителями, мифическими персонажами и древними легендами.

Три тандема «режиссер-драматург» взялись исследовать тему острова в разных ракурсах: кому-то достались письма влюбленных, когда-то живших там, кому-то легенды и воспоминания коренных свияжцев, а кому-то предложили сотворить спектакль из россыпи колоритных образов сегодняшних жителей, которых можно встретить на огородах, у входа в монастырь или на лавочке у гостиницы.

Материал оказался на редкость благодатным и, хотя на выплавку из этой «руды жизни» плоти театрального произведения у создателей было всего три-четыре дня, спектакли состоялись, а их эскизная свежесть только добавила яркости эмоций как зрителям, так и актерам, игравшим на какой-то особой волне искренности — так подкупающе открыты бывают студенты театральных вузов.

Первым на суд зрителей свой эскиз представил режиссер Радион Букаев. Он родился в Казани, а сейчас работает в городе Елец. В рамках лаборатории Радион работал в достаточно новой для России форме: он сделал спектакль-променад, театрализованную экскурсию, или, в просторечии, спектакль-бродилку. Принцип прост: зрители вместе с актерами ходят по острову и на каждом новом месте смотрят новую сценку, поставленную на основе мифов, легенд и воспоминаний жителей. Автором сценария выступила молодой драматург «екатеринбургской школы» Ирина Васьковская.

Получилась и не сказка, и не быль, а в жанровом отношении — чистый сказ, явленный в слове и действии. Многоцветная ткань текста — живого, разговорного и оттого особенно «вкусного» — словно ковер ручной работы, сплетенный из разных нитей повествования: здесь и балаганные заигрывания с публикой скоморошистого экскурсовода, и спор мужиков о языческом духе Керемети, и баба Сметаниха — то ли ведьма, про которую на острове небылицы рассказывают, то ли просто тетка сердитая.

Настоящей «звездой» театрализованной экскурсии стал Троцкий на пьедестале, выразительный почти до рекламного глянца образ: в развевающемся плаще, с пламенным взором революционера, своими громогласными призывами к действию он мог бы неизвестно куда завести доверчивых туристов-театралов, если бы не забрали его санитары в психбольницу… Но не успели зрители растеряться, как уже следующий герой угощает яблочками, «заговоренными на любовь, да на удачу» — спектакль-променад продолжается.

Истории и легенды, ставшие основой сценария, собрал и записал директор музея «Остров-град Свияжск» Артем Силкин. По его словам, мифотворчество здесь продолжается и сейчас: что-то жители додумывают, что-то экскурсоводы мифологизируют.

«В рамках спектакля-бродилки нам важно было показать те уголки Свияжска, куда туристов обычно не водят», — отмечает Силкин.

Вот и набрели зрители на калитку: стоит она на заросшем бурьяном краю огорода, и забора-то уж не осталось, опирается калитка только на столб со старым ящиком для писем, словно девушка парня под руку держит. И история, у той калитки разыгранная, под стать: как любили друг друга местная красавица и солдатик, да утонул он однажды, а она не поверила, и ходит с тех пор каждый день на причал, ждет его. И здесь дал режиссер свершиться чуду театра: то, чему в жизни не суждено было сбыться, в спектакле произошло — дождалась! Приплыл на лодке солдат, встретились влюбленные, обнялись на радость растроганным зрителям.

Вторым театральным экспериментом стал эскиз по письмам двух влюбленных, живших на острове в начале 20 века. Екатеринбургский драматург Ярослава Пулинович перечитала большой объем писем, сделала выборку и скомпилировала из фрагментов сценарий. Московский режиссер Павел Зобнин поставил спектакль, предельно лаконичный по визуальному ряду: в комнате на ниточках развешаны листочки писем, герои, молодая девушка (Елена Качиашвили) и мужчина в возрасте (Владимир Бобков) читают их вслух.

Зрителю сначала не на что опереться взглядом, и оттого временами непросто воспринимать спектакль, но постепенно за словами писем открывается все большая глубина, тонкие, трепетные чувства захватывают. И уже хорошо оттого, что зрелищности нет, а есть просто два человека и их любовь, такая настоящая, безыскусная, с сомнениями и грустью, радостью и ревностью, явленная в удивительном кружеве нежных слов, какими сейчас уже не говорят.

По словам директора музея «Остров-град Свияжск», для эскиза была проделана большая работа по расшифровке рукописных писем — хотя почерком они написаны каллиграфическим, но перевод в печатный вариант оказался довольно трудоемким. Со временем планируется издать часть этих писем уже как научный труд.

«Вообще, лаборатория представляет собой работу на стыке театральной и научной деятельности, потому что вовлекаются материалы из фондов музея. А театральные эксперименты актуализируют исследовательскую работу и позволяют показать людям, что история, которой занимаемся мы и любой другой музей, это не что-то далекое, а часть нашей жизни, ведь истории минувших дней могут быть близки каждому из нас сегодня», — отмечает Силкин.

Дистанция между зрителями и героями третьего спектакля сократилась до минимума. Актеры команды драматурга Полины Бородиной (Екатеринбург) и режиссера Георгия Цнобиладзе (Санкт-Петербург) играли эскиз в жанре вербатим: это когда сценарий пишется на основе интервью. В данном случае прототипами стали жители Свияжска, люди простые, но колоритные настолько, что образы их получились театральнее всякого театра.

Актеры вербатима изображают людей, копируя их речь, манеру поведения, жесты. Действия почти нет, есть ожившие образы, за каждым из которых по ходу разговора открывается целая история жизни. Вот осипший алкоголик рассказывает про свои трудные будни, непутевую жену и внучку Шаляпина, однажды приезжавшую на остров. Другой местный житель подробно, с физиологическими подробностями описывает, как умирала в больнице его мать. Священник с матушкой говорят о своей жизни и о настоящих чудесах, в ней происходящих. Многих встречает на пути героиня-туристка: и старушку, и продавщицу сувениров, и беззубого мужичка, любителя покалякать с каждым встречным, — словно бусы на нитку нанизывает эти встречи, а для зрителя они оборачиваются чередой образов узнаваемых, но не по принципу типажа, а по какому-то другому закону…

Здесь каждый герой рассказывает свою историю без тени наигрыша, с живым чувством, с такой тонкой точностью передают актеры мельчайшие нюансы образов, что возникает вопрос, как они это сделали? Оказалось, в условиях ограниченного времени лаборатории далеко не всем удалось побеседовать вживую со своим персонажем. Подробные интервью у жителей острова брала автор сценария, а актеры вживались в образ через текст: вслушивались в аудиозаписи этих разговоров и следовали ремаркам драматурга.

Спектакль играли в развалинах дома, и герои выходили в пространство «сцены» из-за спины зрителей, словно подсказывая, что любой из сидящих в зале мог бы перейти в роль персонажа. Вот только по яркости характера, колоритности речи не уступить жителям Свияжска не так-то просто.

Театральная лаборатория под руководством Олега Лоевского «Свияжск АРТель» подарила острову три образчика оживления истории. Что с ними будет дальше, решать специалистам Фонда поддержки современного искусства «Живой город» и музея «Остров-град Свияжск».

Директор музея Артем Силкин отметил, что неслучайно в спектаклях заняты преимущественно казанские актеры: с ними планируются переговоры о продолжении сотрудничества. По замыслу организаторов лаборатории, эскизы будут доведены до совершенства и останутся на острове в качестве постоянно действующих вариаций на тему знакомства с историей Свияжска.

Нина Максимова

Фото: Рамис Назмиев/Газинур Рахматуллин

Новости
29 Марта 2024, 16:57

Ямочный ремонт дорог РТ выполнили на площади 8,2 тыс. кв. м

Подрядные компании запустили в эксплуатацию восемь асфальтобетонных заводов.

На региональных дорогах в Татарстане провели ямочный ремонт на площади свыше 8,2 тыс. кв. м. Подрядные компании запустили в эксплуатацию восемь асфальтобетонных заводов, как сообщает пресс-служба миндортранса РТ.

В ведомстве отметили, что у восьми подрядчиков действует 37 асфальтобетонных заводов, постепенно запускаются новые. В Татарстане аварийные ямы на дорогах устраняются с использованием холодного и горячего асфальта, а также литой асфальтобетонной смеси. Материалы и смеси соответствуют стандартам ГОСТа, их качество строго контролируется соответствующими органами.

Напомним, на реконструкцию автодороги в Кировском районе Казани направят 150 млн рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: