Новости
19 Августа 2011, 06:30

«Стратегия-2020» снизит налоги для бедных и повысит для «Газпрома»

Эксперты предлагают распространить прогрессивное налогообложение на весь сырьевой сектор, ввести налог на дополнительный доход для нефтяников, не увеличивать ставку страховых взносов до 2020 года и сократить перечень налоговых льгот. Рабочий вариант «Стратегии-2020» уже направлен в правительство для получения оценок Минфина, Минэкономразвития и Минздравсоцразвития.

стратегия-2020 Существующая в России налоговая система несовершенна, нестабильна, зависима от цен на нефть, признают авторы доклада: почти половину налоговых поступлений — 46,5\% федерального бюджета — формирует сырьевой сектор. Если цены на нефть упадут, властям будет сложно найти деньги на выполнение обязательств, которые в предвыборный год увеличились. Только объявленный рост затрат на вооруженные силы увеличит бюджетные расходы на 5−5,5\% ВВП, а расходы на инновационное развитие — на 3−4\% ВВП. При этом пенсионная система остается несбалансированной, что требует дополнительных отчислений бюджета в Пенсионный фонд. Низкие цены на нефть не оставят альтернативы — придется увеличить налоговую нагрузку, которая и сейчас находится на высоком уровне — 32,4\% ВВП.

Но странам с развивающимися рынками высокие налоги «не позволяют достичь конкурентных преимуществ, компенсирующих технологическое и институциональное отставание, и в конечном итоге консервирует неразвитость рынков, их слабую включенность в мировую торговлю и международное разделение труда», подчеркивается в докладе. Правительственные эксперты предлагают несколько мер по изменению налоговой политики. Во-первых, изымать дополнительные доходы всего сырьевого сектор в пользу государства: для этого необходимо распространить прогрессивное налогообложение, действующее в нефтяной отрасли, и на газ, частично на уголь, калий, металлы и другое сырье в соответствии с мировыми ценами, но с учетом специфики рынков конкретных товаров. В газовой отрасли целесообразно ввести прогрессивную ставку НДПИ, привязанную к внутренней цене на газ (в 2012—2014 годы это принесет в бюджет 150−186 млрд. рублей, а в 2015—2020 годы — 0,3−0,5\% ВВП), а также ставку экспортной пошлины. «Правительство хочет увеличить оступления от газового сектора: сейчас газовики платят около 20\% от выручки. В нефтяной отрасли этот показатель превышает 50\%. Новые предложения для газовых компаний, безусловно, негатив», — говорит аналитик Банка Москвы Денис Борисов.

В «Газпроме» не прокомментировали «Стратегию-2020». В металлургических компаниях отказались от комментариев, «пока предложения находятся на стадии согласования». Для нефтяников следует ввести налог на дополнительный доход (НДД), считают авторы доклада: тогда налоговая нагрузка на компании будет различаться в зависимости от условий добычи нефти. Начальный этап разработки новых месторождений требует крупных инвестиций, которые могут окупиться лишь в будущем. Но НДПИ нефтяникам приходится платить сразу, как только была добыта первая тонна.

«Такая система налогообложения отягощает, — объясняют в „ЛУКойле“. — А НДД будет взиматься с дохода от реализации нефти». По словам представителя «ЛУКойла», из-за существующего подхода к налогообложению многие месторождения нерентабельны. «Замена налога на добычу налогом на дополнительный доход позволит ввести в строй и эти месторождения», — говорит представитель «ЛУКойла», добавляя, что «все нефтяники лоббируют переход к НДД, но предлагают называть его налогом на финансовый результат».

Ставки акцизов на алкоголь и табак необходимо индексировать опережающими методами, согласны с Минфином правительственные эксперты. Необходимо также изменить систему страховых взносов: снижения общей ставки с 34\% до 30\% в 2012—2013 годы недостаточно, следует сохранить ее на таком уровне и после окончания двухлетнего периода, советуют соавторы «Стратегии-2020». «Увеличение налоговой нагрузки на труд противоречит общемировой тенденции, когда для повышения конкурентоспособности экономики налоговая нагрузка на труд и капитал снижается, а на потребление — увеличивается», — объясняется в докладе.

Власти должны отказаться от предоставления налоговых льгот, не оценив их влияния. Кроме того, новые налоговые льготы надо будет согласовывать с бюджетными проектировками, которые основаны на пессимистичных прогнозах. Для развития малого бизнеса целесообразно отказаться от упрощенной системы налогообложения и перейти к налогу на реальные денежные потоки. Изменения могут коснуться и налогов для граждан. Плоская шкала подоходного налога сохранится (сейчас ставка составляет 13\%), но разумно увеличить необлагаемый налогом минимум до уровня, сопоставимого с МРОТ (с 1 июня 2011 года он составляет 4611 рублей), говорится в докладе. Сейчас минимальный налоговый вычет составляет 400 рублей. Потери консолидированного бюджета от повышения необлагаемого минимума составят около 0,3\% ВВП.

«Здесь задача была не наполнить бюджет, а увеличить прогрессивность налогообложения. Сделать это можно, увеличив налоги для богатых или снизив для бедных. Если вычет будет увеличен, то с низких доходов уплачивается меньший налог», — объясняет заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института Гайдара Владимир Назаров. Предлагается ввести прогрессивное налогообложение и по налогу на недвижимость (объединит налог на землю и на недвижимое имущество). Как и подоходным налогом, прогрессивность можно достичь вычетом, то есть облагаться налогом будет недвижимость, например, свыше 8 или 12 квадратных метров. В целом предложения обеспечат «снижение или по крайней мере неувеличение налогового бремени на бизнес при более эффективном изъятии рентных доходов», заключают соавторы «Стратегии-2020».

Газета.ru

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: