Существующая в России налоговая система несовершенна, нестабильна, зависима от цен на нефть, признают авторы доклада: почти половину налоговых поступлений — 46,5\% федерального бюджета — формирует сырьевой сектор. Если цены на нефть упадут, властям будет сложно найти деньги на выполнение обязательств, которые в предвыборный год увеличились. Только объявленный рост затрат на вооруженные силы увеличит бюджетные расходы на 5−5,5\% ВВП, а расходы на инновационное развитие — на 3−4\% ВВП. При этом пенсионная система остается несбалансированной, что требует дополнительных отчислений бюджета в Пенсионный фонд. Низкие цены на нефть не оставят альтернативы — придется увеличить налоговую нагрузку, которая и сейчас находится на высоком уровне — 32,4\% ВВП.
Но странам с развивающимися рынками высокие налоги «не позволяют достичь конкурентных преимуществ, компенсирующих технологическое и институциональное отставание, и в конечном итоге консервирует неразвитость рынков, их слабую включенность в мировую торговлю и международное разделение труда», подчеркивается в докладе. Правительственные эксперты предлагают несколько мер по изменению налоговой политики. Во-первых, изымать дополнительные доходы всего сырьевого сектор в пользу государства: для этого необходимо распространить прогрессивное налогообложение, действующее в нефтяной отрасли, и на газ, частично на уголь, калий, металлы и другое сырье в соответствии с мировыми ценами, но с учетом специфики рынков конкретных товаров. В газовой отрасли целесообразно ввести прогрессивную ставку НДПИ, привязанную к внутренней цене на газ (в 2012—2014 годы это принесет в бюджет 150−186 млрд. рублей, а в 2015—2020 годы — 0,3−0,5\% ВВП), а также ставку экспортной пошлины. «Правительство хочет увеличить оступления от газового сектора: сейчас газовики платят около 20\% от выручки. В нефтяной отрасли этот показатель превышает 50\%. Новые предложения для газовых компаний, безусловно, негатив», — говорит аналитик Банка Москвы Денис Борисов.
В «Газпроме» не прокомментировали «Стратегию-2020». В металлургических компаниях отказались от комментариев, «пока предложения находятся на стадии согласования». Для нефтяников следует ввести налог на дополнительный доход (НДД), считают авторы доклада: тогда налоговая нагрузка на компании будет различаться в зависимости от условий добычи нефти. Начальный этап разработки новых месторождений требует крупных инвестиций, которые могут окупиться лишь в будущем. Но НДПИ нефтяникам приходится платить сразу, как только была добыта первая тонна.
«Такая система налогообложения отягощает, — объясняют в „ЛУКойле“. — А НДД будет взиматься с дохода от реализации нефти». По словам представителя «ЛУКойла», из-за существующего подхода к налогообложению многие месторождения нерентабельны. «Замена налога на добычу налогом на дополнительный доход позволит ввести в строй и эти месторождения», — говорит представитель «ЛУКойла», добавляя, что «все нефтяники лоббируют переход к НДД, но предлагают называть его налогом на финансовый результат».
Ставки акцизов на алкоголь и табак необходимо индексировать опережающими методами, согласны с Минфином правительственные эксперты. Необходимо также изменить систему страховых взносов: снижения общей ставки с 34\% до 30\% в 2012—2013 годы недостаточно, следует сохранить ее на таком уровне и после окончания двухлетнего периода, советуют соавторы «Стратегии-2020». «Увеличение налоговой нагрузки на труд противоречит общемировой тенденции, когда для повышения конкурентоспособности экономики налоговая нагрузка на труд и капитал снижается, а на потребление — увеличивается», — объясняется в докладе.
Власти должны отказаться от предоставления налоговых льгот, не оценив их влияния. Кроме того, новые налоговые льготы надо будет согласовывать с бюджетными проектировками, которые основаны на пессимистичных прогнозах. Для развития малого бизнеса целесообразно отказаться от упрощенной системы налогообложения и перейти к налогу на реальные денежные потоки. Изменения могут коснуться и налогов для граждан. Плоская шкала подоходного налога сохранится (сейчас ставка составляет 13\%), но разумно увеличить необлагаемый налогом минимум до уровня, сопоставимого с МРОТ (с 1 июня 2011 года он составляет 4611 рублей), говорится в докладе. Сейчас минимальный налоговый вычет составляет 400 рублей. Потери консолидированного бюджета от повышения необлагаемого минимума составят около 0,3\% ВВП.
«Здесь задача была не наполнить бюджет, а увеличить прогрессивность налогообложения. Сделать это можно, увеличив налоги для богатых или снизив для бедных. Если вычет будет увеличен, то с низких доходов уплачивается меньший налог», — объясняет заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института Гайдара Владимир Назаров. Предлагается ввести прогрессивное налогообложение и по налогу на недвижимость (объединит налог на землю и на недвижимое имущество). Как и подоходным налогом, прогрессивность можно достичь вычетом, то есть облагаться налогом будет недвижимость, например, свыше 8 или 12 квадратных метров. В целом предложения обеспечат «снижение или по крайней мере неувеличение налогового бремени на бизнес при более эффективном изъятии рентных доходов», заключают соавторы «Стратегии-2020».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: