Разгул нелегальных парковок напрямую связан с дефицитом парковочных мест на улицах городов, и с каждым годом ситуация ухудшается. По статистике только за последние 10 лет число автомобилей в столице Татарстана выросло более чем в два раза. При этом далеко не все учреждения обзаводятся собственными подземными или наземными парковками.
Руководство республики и столицы четко обозначило проблему, выразив готовность предоставить льготные условия инвесторам при строительстве многоярусных паркингов. Президент Татарстана Рустам Минниханов предложил освобождать паркинги от налогов на землю и имущество на 15 лет, снижать налог на прибыль, а также предоставлять бесплатное подключение к инженерным сетям. При этом особые условия будут предоставляться только для тех проектов, которые будут реализованы до 2013 года.
В начале апреля на сайте правительства республики Татарстан была опубликована «Схема размещения многоуровневых парковок Казани». Согласно схеме в Казани в ближайшие годы планируется построить 36 многоуровневых парковок, часть из которых будет располагаться в центре города. Исполком Казани тем временем предложил 12 участков, на которых можно построить парковки приблизительно на 9,5 тысяч машиномест.
Так или иначе, до 2013 года, пока обещанные паркинги не появятся, казанским автомобилистам в сложившейся ситуации будет нелегко. Владимир Опаркин, начальник отдела компании «Российское автомобильное товарищество», считает, что сегодня проблема стихийных парковок как никогда актуальна и с ней можно бороться только с участием заинтересованных в ее решении городских властей:
— Часто бывает так, что, оставляя свой автомобиль возле рынков, государственных заведений, приходится платить за парковку. Лично я не поощряю это явление и стараюсь просто переставить автомобиль в другое место. К сожалению, в такой ситуации сами автовладельцы мало, что могут изменить. Охранники по требованию даже показывают лицензию. Здесь нужны меры со стороны городских властей.
К сожалению, в данной области правовое регулирование несовершенно, именно поэтому не все спешат следовать букве закона, отметила партнер Казанского юридического центра Марина Латыпова:
— Правовое регулирование в данной области хоть и существует, но при этом объективно ничтожная толика из платных парковок может считаться легальной. Злободневный вопрос в правомерности взимания платы за пользование дорожной сетью, частью которой парковки и являются, не отражена, либо обозначена очень поверхностно в законодательстве.
Рынки распоряжаются землей по своему усмотрению
В столице Татарстана наиболее проблемными местами остаются парковки, примыкающие к рынкам, где, как известно, каждый квадратный метр на вес золота. Яркий пример — платная парковка у Приволжского рынка. Его непосредственная близость к станции метро «Проспект Победы» лишь обостряет ситуацию с дефицитом парковочных мест.
Заместитель руководителя рынка Дамир Мударисов в разговоре с корреспондентом TatCenter.ru постарался развеять сомнения в незаконности действий парковщиков у Приволжского рынка. По его словам, по территории рынка, огороженной забором, с администрацией города Казани заключен договор аренды. «Что касается парковки за пределами забора, то там действует частное охранное предприятие „Рубин“, которое также имеет соответствующий договор с администрацией города», — отметил Дамир Мударисов.
Начальник отдела по связям с общественностью и СМИ исполкома Казани Сергей Лобов подтвердил, что в случаях с парковками на рынках закон не нарушается:
— Возьмем конкретные случаи. Например, на Центральном рынке парковкой можно пользоваться бесплатно первый час. На Приволжском рынке плата взимается в пределах территории рынка. В казанском аэропорту парковка первые полчаса бесплатно, то есть для встречающих особых проблем нет. Во всех этих случаях мэрия города предоставила землю в аренду, а значит, арендаторы сами вправе решать, как ей распоряжаться. Исключения составляет парковка вблизи иных мест общего пользования.
Если говорить о несанкционированных парковках во дворах, то лучше по этому вопросу обратиться в экологическую милицию.
Кто несет ответственность за автомобиль на платной парковке?
Владимир Опаркин в свою очередь подчеркнул, что большой проблемой на стихийных платных парковках является размытая ответственность владельцев парковок за охраняемые автомобили, а в большинстве случаев — полное отсутствие ответственности.
Владимир Опаркин:
— Автовладелец часто соглашается заплатить за парковку, так как боится, что его автомобилю могут быть нанесены повреждения. В то время как охрана парковки никакой ответственности за автомобили не несет и при необходимости может попросту исчезнуть. Это ненормально.
Что же делать автовладельцу, если с его автомобилем на платной парковке случилась какая-нибудь неприятность? Стоит отметить, что платная парковка — это не то же, что платная стоянка. Чтобы не путать эти два понятия, нужно определиться, что охраняемая парковка — это место, где машину оставляют на короткий промежуток времени, на стоянке машину оставляют на длительный срок. Но в обоих случаях исполняется договор хранения автомобиля.
По словам Марины Латыповой, владелец парковки, будь то юридическое или физическое лицо, является исполнителем услуги по обеспечению сохранности автомототранспортных средств. А согласно постановлению главы администрации г. Казани от 30 декабря 2004 г., «исполнитель несет полную материальную ответственность за нанесение ущерба». Правда есть оговорка: «если вина исполнителя будет подтверждена заключением внутренней проверки или доказана в установленном законом порядке».
Если на платной парковке с вашим автомобилем что-то случилось, а парковщика и след простыл, следует обратиться в Управление внутренних дел г. Казани, где имеется соответствующий реестр автостоянок. Кроме того, контроль за соблюдением правил оказания услуг автостоянок осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы).
Как отличить платную парковку от бесплатной?
Визуально отличить легальную платную парковку от бесплатной можно по нескольким признакам.
Во-первых, платные парковки вблизи проезжей части дорог, культурно-спортивных и торговых учреждений
Во-вторых, контролеру-парковщику полагается стандартная зеленая униформа — жилет ярко-зеленого цвета со светоотражающими элементами. Впрочем, указанная атрибутика с успехом применяется и на стоянках, не отвечающим требованиям законодательства.
Третий и самый главный признак — наличие кассового аппарата. Фискальный чек является документом финансовой отчетности, то есть фиксирует название организации, ответственной за парковку, время и сумму оплаты. За несоблюдение указанных требований, вменяется административная ответственность.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: