При этом предугадать, что будет популярным на рынке через год или два, почти невозможно — покупатель сам не знает, чего хочет. Постоянное снижение цен на сотовую связь сделало ее абсолютно народной, но и сократило доходы мобильных операторов. Пока сотовые компании располагают резервом развития в регионах, однако он тоже не безграничен. Поэтому в предложении рынку новых услуг связи сотовые операторы очень заинтересованы. Абоненты тоже не против расширить набор услуг хотя бы потому, что обычная сотовая связь доступна практически любому и у владельца телефона уже нет возможности показать окружающим свою «крутость». Причем покупка очень «навороченного» телефона тоже не сильно спасает, поскольку в России, в отличие, например, от Японии, на рынке мало «престижных» мультимедийных услуг. Причины того, что желания операторов и абонентов не могут «встретиться», можно условно разделить на российские и общеевропейские.
Европа, безусловно, обогнала Россию в деле продвижения сетей 3G — такие сети уже есть, например, в Великобритании, Италии. Однако недавняя всеевропейская конференция по мобильной связи в Каннах показала, что представители крупных операторов обвиняют производителей мобильных телефонов в том, что отсутствие на рынке необходимого клиентского оборудования сдерживает развитие 3G. Например, топ-менеджеры таких крупных компаний связи, как Vodafone, T-Mobile и mmO2, как один заявляли, что их сети готовы для предоставления 3G-услуг, но необходимых для этого телефонов очень мало, а те, которые есть на рынке, не нравятся потребителям — 3G-телефоны громоздки, а срок работы их батарей слишком мал. При этом телефоны слишком сильно греются именно тогда, когда их используют для просмотра мультимедийной информации. Раздражение крупных европейских операторов понятно — в свое время они выложили миллиарды (!) долларов за лицензии на 3G-связь.
В России такие лицензии пока не выдавались, причем именно по причине отсутствия необходимого клиентского и системного оборудования. Однако российские крупные операторы уже пытаются вводить элементы 3G, правда, особо об этом не упоминая. В компании «ВымпелКом» рассказали, что клиенту не нужно «третье поколение» как таковое — ему нужна услуга. В компании «МегаФон» считают, что рынок уже готов к первому этапу введения 3G-услуг, поскольку у абонентов в крупных городах уже есть понимание того, что телефон — это не только средство для переговоров. В компании МТС отметили, что пока трудно прогнозировать, какая именно новая 3G-услуга станет действительно популярной. Обычные маркетинговые исследования в данном случае не работают — клиент вначале должен сам попробовать новую услугу.
По мнению менеджера по продуктовому маркетингу Alcatel Михаила Черновича, уже сейчас на рынке есть потребность в мультимедийных услугах. Прежде всего это дальнейшее логическое развитие популярной услуги передачи коротких сообщений (SMS) в виде мультимедийных сообщений (MMS), включающих передачу голосовых сообщений, фотографий и видеоклипов. Вполне интересной услугой может стать организация видеопотоков, позволяющая в режиме реального времени передавать на абонентский терминал видеофайлы и реализовывать разнообразные видеоприложения. И, наконец, вполне востребованной представляется услуга видеотелефонии, которая давно уже предлагалась как услуга «ограниченного применения» в фиксированных сетях. Но стать по-настоящему массовой она сможет лишь с внедрением режима широкополосной передачи в сетях мобильной связи.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: