Новости
15 Августа 2014, 11:11

«Со стратегией развития малого и среднего бизнеса в республике что-то не так…»

Развитию бизнеса в Татарстане мешает федеральный центр, патриархальность в управлении и клановость. К такому выводу пришли эксперты «Центра независимых социологических исследований», проанализировавшие бизнес-среду РТ для стратегии «Татарстан-2030». Как чиновники создают барьеры для бизнеса и «обходят» поручения президента?

Развитию малого и среднего бизнеса в Татарстане мешают федеральные ограничения, нефтяная «игла», патриархальный стиль управления и клановая система. Все эти факторы влияют на то, что за последние несколько лет доля МСБ в валовом региональном продукте затормозилась на отметке в 25\%. Предпосылок к тому, что в 2015 году доля увеличится до 34\%, как прописано в «Дорожной карте», принятой в регионе нынешней весной, — нет. К такому заключению пришли в санкт-петербургском ресурсном центре «Центра независимых социологических исследований».

Оценка состояния бизнес-среды, довольно часто проводимая в Татарстане, была сделана к началу обсуждения концепции развития предпринимательства в РТ в рамках разработки стратегии «Татарстан-2030». Документ создается под руководством директора ресурсного центра по стратегическому планированию при Леонтьевском центре Бориса Жихаревича по поручению президента Татарстана Рустама Минниханова. Предполагается, что он должен стать программой эффективного развития региона с учетом укрепления наиболее конкурентоспособных позиций республики.

Исследование, проводившееся без участия чиновников, основывается на 20 глубинных качественных интервью, проведенных среди молодых предпринимателей в разных районах республики. Также были проведены семь экспертных интервью с представителями сообществ, принимающих участие в решении проблем бизнеса.

Накануне в министерство экономики РТ обсудить результаты нового исследования и предложить свои варианты решений наиболее проблемных для отрасли моментов были приглашены предприниматели, чиновники, общественные организации и банки. Почти все участники с основными выводами социологов согласились.

В итоге получилось 8 основных пунктов, в которых значимость проблемы указана по убывающей.

  • Дефицит дешевых кредитных денег. 12\%-15\% для малого бизнеса — это тяжело. Мало денег для прямого финансирования бизнеса. Ключевая проблема.
  • Высокое налогообложение.
  • Неразвитая инфраструктура для малого и среднего бизнеса.

«Имеются в виду не те оазисы, где все подключено, где одно окно, газ, водоотведение и пожарные — все в одном месте. Хорошо, что они есть, но вся оставшаяся территория Татарстана сталкивается с высокими тарифами, трудностями с подключением, плохой логистикой», — отметил научный сотрудник ЦНСИ Борис Гладарев.

  • Контролирующие институты и коррупция.
  • Изменчивость законодательной базы и малоэффективная судебная система.
  • Нарастающая неопределенность правил игры. Власти провоцируют бизнес на короткий горизонт планирования.
  • Бизнес-образование.

    При этом, по мнению ученого, только три из них — третий, седьмой и восьмой пункты — Татарстан может решить своими силами. Все остальные полностью зависят от решений федерального центра.

    Зависимость Татарстана от Москвы в вопросе политики по малому и среднему бизнесу Борис Гладарев называет первым и одним из четырех основных факторов, замедляющих рост МСБ в Татарстане. Это проявляется в том, что, несмотря на возможности получить из федерального бюджета значительные средства, руководство Татарстана не может изменить его социальную направленность. Казна Татарстана направлена, в первую очередь, на поддержку слабых слоев населения, в ней мало заложено средств на поддержку экономических субъектов. На поддержку малого и среднего бизнеса нет денег, потому что есть федеральные ограничения бюджета, говорит ученый.

    «Нет возможности на республиканском уровне поменять законодательство, как налоговое, так и в области арбитража. С другой стороны, это становится удобным инструментом — объяснить неудачи в государственной политике по поддержке малого и среднего бизнеса федеральными ограничениями. Что раньше и делалось», — заявил научный сотрудник «Центра независимых социологических исследований».

    Второй ограничивающий фактор, по его словам, это нефтяная «игла».

    Не секрет, что экономика республики зависит от нефтедобывающей отрасли. На долю нефтедобывающей отрасли в 2013 году приходилось 20,9\% добавленной стоимости, при этом здесь заняты только 2\% населения. А в секторе МСБ — почти четверть.

    «С другой стороны, экспертное сообщество считает, что это некая «подушка безопасности», которая позволяет республике, не имеющей других полезных ископаемых, балансировать и делать развитие региона более стабильным.

    Но люди, которые представляют бизнес, считают, что это не столько «подушка безопасности», сколько нефтяное «проклятие», поскольку это ограничения, которые препятствуют развитию менее прибыльных секторов экономики. Наличие развитой нефтехимической индустрии не всегда бизнесменами воспринимается позитивно", — отметил Гладарев.

    Третий сдерживающий фактор — патриархальный стиль управления, присущий региону.

    Татарстанское общество, по словам социолога, представляет собой сложное сочетание традиционалистских и модернистских процессов. Это и ИТ-сектор, и развитие таких проектов, как халяльный фаст-фуд, когда смешиваются американская культура и мусульманская этика.

    Патриархальный стиль управления он определяет «традиционным укладом, который виден на самых разных уровнях — от системы воспитания в семье, когда главный в семье отец, дети подчиняются, и так далее, до методов управления». В этом варианте глава республики — это «отец» всех жителей Татарстана.

    «В бизнесе это тоже присутствует. Хозяин фирмы — это отец ее сотрудников. В патриархальной системе управления происходит смешение личного и экономического. Нельзя сказать, что это критично плохо. Некоторые страны Юго-Восточной Азии прошли очень успешный генезис от патриархальной системы управления к самым современным формам экономики. Мы знаем, как они это сделали. Возможно ли это в Татарстане — это отдельный разговор», — говорит Борис Гладарев.

    Один из минусов патриархальной системы управления, который также является четвертым пунктом ограничений, — клановая система. По словам ученого, она пронизывает весь социальный порядок на всех социальных уровнях Татарстана и в той или иной степени определяет правила и принципы регулирования жизни.

    «Доверять можно только своим, родственник — это лучший деловой партнер, неформальные связи — важнее остальных. Доверие возможно только среди своих. И эта модель — она действительно действующая. Она действительно доминирующая. И как ее использовать во благо, либо надо ее ломать — это отдельная дискуссия», — говорит социолог.

    Противоречие в политике по поддержке МСБ в республике заключается в том, что государственные программы написаны очень либерально, но на практике эта либеральная цель достигается через патриархальную модель управления, которая не соответствует рыночным ценностям. В ней другие ценности и ориентиры развития, отмечает Гладарев.

    Еще одно несоответствие видно в отношении к вопросу республики и федеральных властей.

    «Республиканская система поддержки малого и среднего бизнеса сталкивается с нестабильной политикой в отношении малого и среднего бизнеса, которую мы видим на федеральном уровне. Попытки переложить общеэкономические проблемы на малый и средний бизнес мы видим в последние несколько лет постоянно. Стремление Республики Татарстан эту ситуацию переломить наталкивается на разного рода ограничения, о которых уже говорилось», — говорит социолог.

    Негативно на развитие бизнеса в республике влияет и глобальный контекст — нестабильность на мировом уровне сказывается и на Татарстане, развивающемся в рамках рыночной экономики.

    Все перечисленные преграды для развития бизнеса в республике существуют на фоне довольно положительной картины, складывающейся в регионе по инструментам создания бизнес-среды в Татарстане. Здесь власти, по сравнению с другими субъектами, уделяют развитию МСБ большое внимание, отмечает социолог. В 2013 году общая сумма средств, выделенных на развитие МСБ в регионе, превысила 3,3 млрд рублей. В нынешнем, по данным на 1 августа, сумма субсидий составит 2,7 млрд рублей.

    В республике есть площадки для высказываний мнения бизнеса — это деловые сообщества и развитые деловые СМИ, среди которых ученый назвал портал TatCenter.ru, «Бизнес-онлайн», РБК-Татарстан, «Интертат», а также «Деловой квартал».

    Кроме того, регион достаточно хорошо исследован в вопросе бизнеса.

    В то же время само бизнес-сообщество, опрошенное аналитиками, заявило, что шаги эти малоэффективны.

    «Почему программы (поддержки малого и среднего бизнеса — ред.) не отражают реальную картину происходящего? Это происходит потому, что программы пишутся чиновниками, и они мало ориентированы на мнение бизнес-сообщество. Логика чиновников отлична от логики бизнеса. Программы пишутся не для увеличения прибыли конкретных людей за конкретный период, а чтобы добиться регулирования этого процесса с помощью разного рода документов. Половина этих программ посвящена производству новых документов.

    В чем проблема: все эти программы — это программы, написанные администраторами. Писать их должен бизнесмен. Чиновники должны только решать — можем ли мы ее принять или не можем", — резюмировал Борис Гладарев.

    Участники обсуждения признали справедливость выводов ученых. По мнению заместителя правления АКБ «СПУРТ банк» Марата Даутова, недоступность финансирования, действительно, одна из наиболее основных на сегодняшний день проблем для МСБ.

    «Уже сказали правильно: чтобы выдать дешевый кредит, нужно где-то дешевые деньги взять сначала. Нельзя говорить, что государство ничего не делает в этом направлении. Когда я говорил о кредитах, я говорил не только о стоимости, но и о сроках, на которые получают деньги. Потому что проблемы в экономике не только в том, что неоткуда привлечь дешевые ресурсы, но и в том, чтобы найти деньги на 5−7 лет. Таких денег в экономике нет. Наверное, здесь, среди присутствующих нет ни одного человека, который держит депозит в банке больше двух лет.

    … Проблема еще и в неопределенности. Потому что все предприниматели сворачивают сейчас свои инвестиции. Они говорят, посмотрите телевизор, мы не знаем, что будет завтра и послезавтра, и каждая неделя «подбрасывает» что-то новое, и у людей все меньше и меньше желания делать долговременные вложения", — говорит Марат Даутов.

    «Доступность финансирования, действительно, является большой проблемой. Простые субъекты малого и среднего бизнеса в 2013 году в банках взяли 238 млрд рублей. Вместе с тем, если брать министерство экономики, поддержка была оказана на 1 млрд рублей.

    По линии Минсельхоза, например, поддержка оказывается по 28 направлениям. Взяли главу фермерского хозяйства, получилось, что он тратит два месяца только на то, чтобы отчитаться по бумагам. Вопрос — когда предпринимателю работать? Президенту уже было внесено предложение — создать «одно окно» для предпринимателей", — поддерживает его заведующий отделом по обеспечению деятельности уполномоченного при президенте РТ по защите прав предпринимателей Глеб Макаров.

    Все же наиболее острой в регионе остается проблема коррупции. С взятками в Татарстане сталкиваются даже крупные предприниматели, давно работающие в производстве.

    «С коррупцией я сталкиваюсь каждый день. Пример — у нас есть своя площадь, где мы решили построить небольшое помещение. Обратились к администрации города с просьбой разрешить построить салон, уточнили, есть ли коммуникации. Нам отвечают — нет утвержденного плана развития микрорайона, потому что там будет проходить «красная линия». Хорошо, я говорю, если вы у нас территорию забираете, объясните, когда вы ее заберете, и как это будет выглядеть. И мне в глаза смотрят. Я, конечно, не буду говорить, в чем собака зарыта, почему-то я сталкиваюсь с этим.

    … Более того, мы выиграли деньги по «Лизинг-гранту». Нам 3 млн рублей списали на производственную деятельность. Но к нам пришел человек, не знаю, откуда, и сказал: вы эти деньги не получите. Вы нам 20\% «отстегните», тогда вы реально 100\% от всей суммы получите. Но мы все равно выиграли", — рассказал на встрече в Минэкономики РТ предприниматель и член Общественной палаты РТ Мунир Гафиятуллин.

    В аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей считают, что развиваться бизнесу в республике мешают и административные барьеры.

    «Вторая проблема — это административные барьеры. В частности, по доступности энергетической инфраструктуры. Предприниматели находят обходные пути, чтобы подключиться дешевле, чем это требуется по закону.

    В мае была встреча президента Рустама Минниханова с предпринимателями, она называлась «Бизнес и власть: откровенный разговор». По ее итогам президентом было дано 28 поручений органам исполнительной власти. Сейчас мы сделали срез, из этих 28 поручений 30\% просто не исполнены, 30\% — исполнены формально, 30\% — находятся в работе. По тем, которые находятся в работе, были попытки снять поручения по не вполне обоснованным причинам.

    Пример: было поручение президента по снижению платы за подключение к сетях электроснабжений в Нижнекамском муниципальном районе. Ответ заключался в том, что не предусмотрено финансирование, что нет федерального финансирования, потом был ответ, что муниципалитет не считает нужным это финансировать из республиканского бюджета. А инвестор хочет в регионе построить завод малотоннажной химии. Может быть, муниципалитеты думают, что президент неправильно формулирует поручения?" — спрашивает Глеб Макаров.

    Планируется, что предложения, высказанные предпринимателями на встрече в министерстве экономики Татарстана, будут учитываться при составлении стратегии «Татарстан-2030» в направлении бизнеса. Документ направлен на укрепление конкурентных позиций республики в России и мире и экономический рост региона.

    Фото: пресс-служба президента РТ

    Новости
    22 Ноября 2024, 07:56

    В РТ на мероприятия нацпроекта «Экология» выделили ₽21,6 млрд

    Средства направили на проведение 30 мероприятий.

    В Татарстане за шесть лет на проведение 30 мероприятий в рамках нацпроекта «Экология» выделили 21,6 млрд рублей. Об этом заявили в минэкологии республики.

    В рамках федерального проекта «Оздоровление Волги» удалось построить и реконструировать 12 очистных сооружений. С 2021 года в РТ расчистили четыре водных объекта, на эти цели выделили 281,2 млн рублей.

    Ранее TatCenter писал, что с 2019 по 2024 гг. на мероприятия по нацпроекту «Экология» в РТ направили 22,7 млрд рублей.

    Lorem ipsum dolor sit amet.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: