«Не так, чтобы иностранцы сначала «нарисовали», а потом — «разбирайтесь сами!»
В прохладном конференц-зале IT-парка не было свободных мест. Неудивительно: предложение обсудить ключевые точки «умного города», лоббируемого АИРом и таким образом повлиять на проект само по себе звучало очень заманчиво, поскольку до сих пор и бизнес, и СМИ располагают минимумом конкретной информации по данной площадке.
Напомним, что «Смарт-Сити Казань», запланированный как деловой и производственный центр, предполагается расположить на площади 350 га в Лаишевском районе Казани, в непосредственной близости от аэропорта. Инициатором проекта является агентство инвестиционного развития РТ, оператором — созданная АИРом в прошлом году ОАО «Корпорация развития РТ», а разработчиками концепции и мастер-плана — малазийская AJM Planing and Urban Design Group. В прошлом году организаторам проекта удалось согласовать размещение на площадке «Смарт Сити» особой экономической зоны — как части ОЭЗ «Иннополис» (проект создания умного IT-города в Верхнеуслонском районе Казани, получивший статус федерального). Этот факт сегодня заметно обнадеживает авторов «Смарт-Сити Казань», поскольку дает возможность предлагать потенциальным инвесторам определенные льготы по статусу ОЭЗ, в частности, налоговые. В то же время, землеотвод участка под «Смарт-Сити Казань» пока еще не завершен, а мастер-план проекта от малазийских разработчиков будет представлен в конце марта.
Генеральный директор ОАО «Дирекция внебюджетных программ развития города», депутат Государственного Совета РТ Владимир Грицких, который был модератором на семинаре АИРа, призывал участников активнее излагать свои соображения разработчикам, пока есть такая возможность (напомним, что первая презентация проекта для президента РТ Рустама Минниханова состоялась на земле малазийской). По мнению Грицких, для будущих резидентов было бы большой ошибкой сегодня отмалчиваться, а затем, когда уже будет поздно, пытаться изменить правила игры. Но оказалось, что участники семинара пришли в первую очередь сами послушать, что же такого привлекательного им предлагают малазийские эксперты из AJM Planing and Urban Design Group. Проект, как не преминул подчеркнуть глава АИРа Линар Якупов, реализуется под патронажем президента РТ, а нынешний семинар был созван с целью обратной связи: «Не так, чтобы иностранцы сначала нарисовали, а потом — „разбирайтесь сами“, а потом очень много времени и усилий ушло бы на то, чтобы все это привязывать».
«Может, я буду вредным, но я хотел бы вернуться к конкретным вопросам»
Концепцию «Смарт Сити» представила управляющий директор AJM Planing and Urban Design Group Норлиза Хашим (она же презентовала проект и в рамках Invest in Tatarstan, прошедшем на горнолыжном комплексе «Казань» в декабре прошлого года). Как и на декабрьском инвестфоруме, г-жа Хашим вновь долго и вдохновенно рассказывала о том, как важно быть включенным в процессы глобализации, развивать проект по принципам sustainable economy (так называемой «сбалансированной, самодостаточной экономики» — ред.), получая поддержку государства, общества и бизнеса…
«Нужно решить, удовлетворяем ли мы спрос или создаем его? Думаю, что „Смарт-Сити“ формирует спрос, создавая новые возможности будущего», — расширяла горизонты сознания аудитории малазийский эксперт, демонстрируя слайды со схемой будущего «умного» города-спутника Казани.
«Глобальное видение — это хорошо. Вы говорите о поддержке проекта со стороны бизнеса. Но у меня такое ощущение, что он поддерживается только со стороны государства. Как вы считаете, какие реальные шаги нужно предпринять для начала работ по проекту? Что является ключевыми точками его успеха?» — сфокусировал видение модератор. Г-жа Хашим в лучших восточных традициях не спешила с прямым ответом. По ее словам, участие государства в таком проекте является гарантией успеха для первых стратегических партнеров, и государство даже может помочь их определить, чтобы первый kick-off (что можно перевести как «скачок вследствие пинка» — ред.) проекта был успешным.
«Может, я буду вредным, но я хотел бы вернуться к конкретным вопросам», — Грицких предпринял очередную попытку задать практическую пользу семинару, после того, как гендиректор ОАО «Корпорация развития РТ» Булат Гая
нов пустился в рассуждения о том, как «в чистом поле вырастет бизнес», стоит лишь «необходимые ресурсы направить в нужное русло».
«Рядом уже находится мощный госпитальный комплекс…»
Но ожидаемый модератором переход к конкретике все же состоялся, хотя и на примере одного из нескольких кластеров, запланированных к созданию в «Смарт-Сити Казань». Таковых, к слову, проектом предусмотрено пока четыре — медицина, энергосбережение, нанотехнологии, а также «разработка сложных систем» в сферах авиа-, судо-, автомобилестроения. Представители трех последних отраслей, если и были на семинаре, то себя ничем не проявили. Зато явный интерес к данной площадке выказали представители сферы здравоохранения. Впрочем, у них вопросов и к концу семинара осталось больше, чем ответов.
В частности, с небольшим докладом выступил первый замминистра здравоохранения РТ Адель Вафин, отметивший, что министерство занимает по этому проекту «очень активную позицию», руководствуясь поручением президента РТ. В доказательство активности министерства спикер заявил, что Татарстан второй год подряд привлекает больше всего федеральных средств на модернизацию здравоохранения — порядка $ 15 млн. в год. В целом, по словам Вафина, в республике $ 70 — 80 млн. ежегодно выделяется на высокотехнологичную медицинскую помощь. В чем, помимо такого успеха по привлечению бюджетных средств, состоит активная позиция татарстанского минздрава применительно к «Смарт-Сити», спикер не уточнил, однако напомнил, что в непосредственной близости от обсуждаемой площадки находится «мощный госпитальный комплекс на две тысячи коек» (РКБ -ред.). «Мы готовы проводить исследования и работать с будущими резидентами», — заявил Вафин.
«Спасибо! Мы наконец-то услышали, что и государство, и бизнес заинтересованы в реализации совместных проектов!», — прокомментировал Грицких, хотя бизнесу еще только предстояло высказаться.
«Особых льгот для нас я тут не вижу»
Интересы предпринимательского медицинского сообщества на семинаре представлял генеральный директор ООО «Клиника Нуриевых» Ильяс Нуриев, которого интересовали буквально все практические аспекты создания на площадке «Смарт-Сити Казань» медицинского кластера. Более того, Нуриев, по сути, оказался единственным представителем татарстанского бизнеса на данном семинаре и максимально использовал мероприятие по назначению, стараясь донести до разработчиков свои рекомендации и требования.
Отметив, что кластерная идея «Смарт Сити» ему в целом очень понравилась, Нуриев сообщил разработчикам, что для строительства медицинского центра необходимо соблюсти ряд условий. В частности, должна быть отведена парковая зона специально для медучреждения, здание которого должно быть изначально запроектировано в соответствии с требованиями для клиники (к слову, в то время как Шамовскую больницу в Казани, второй проект «Корпорации развития РТ», продали малазийским инвесторам под отель, предприниматели-медики сетуют на острую нехватку в городе помещений под ведение медицинской деятельности — ред.).
Но главные претензии и «наболевшие» пожелания бизнеса, озвученные Нуриевым и подкрепленные репликами с мест других предпринимателей, были адресованы международному аэропорту Казань.
«Я бы хотел посмотреть в глаза директору аэропорта…»
«Если мы хотим развивать медицинский туризм в „Смарт-Сити“, то существует реальная проблема, связанная с аэропортом. Я бы хотел посмотреть в глаза директору аэропорта, — начал Нуриев и пояснил, — еще два года назад президентом РТ было дано поручение МАК по прохождению биологических грузов, однако мы до сих пор вынуждены возить сперму во Владивосток через Москву, что существенно повышает себестоимость!» («Клиника Нуриевых» специализируется на репродуктивном здоровье — ред.) Кроме того, предприниматель раскритиковал МАК за отсутствие рейсов малой авиации в соседние регионы, куда бизнес вынужден ездить по делам на автомобиле.
«Что будет, если аэропорт не станет выполнять свои обязательства по проекту „Смарт-Сити“? Зачем мы говорим о международных рейсах, если нет рейсов малой авиации?! Не окажемся ли мы банкротами, поскольку проект ориентирован на внешнюю среду?!» — ставил один за другим вопросы предприниматель. С ним согласился Грицких: «Как можно говорить
об интеграции Иннополиса со всем миром, если от нас в Самару уходит „Люфтганза“?! Не знаю, в чем причина, но это явно для нас не очень хорошо».
В свою очередь, Якупов подтвердил, что проект «на 50 процентов связан с аэропортом», и отметил, что «связка „аэропорт — Смарт-Сити — Иннополис“, конечно, требует доработки». Причем у Якупова, как у главы АИРа, свои претензии к установленному порядку — как оказалось, визовые: «Вопрос визового оформления въезда иностранных партнеров — это один из самых наболевших, который стоит перед развитием инвестиционной привлекательности региона».
Однако участникам семинара так и не удалось заслушать позицию международного аэропорта Казань — его представитель покинул мероприятие раньше.
Как позже пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Якупов, «Старостин (гендиректор МАК Алексей Старостин — ред.), к сожалению, спешил, но первый час он здесь был». Вместе с тем, Якупов заверил, что с аэропортом у них сегодня полное понимание: «С их (МАК — ред.) стороны сегодня делается максимум для того, чтобы в этих процессах участвовать. Многие вещи они и сами знают, даже если вы об этом не будете говорить, потому что они очень переживают и стараются в этом направлении работать», — пояснил отношение партнеров по проекту «Смарт-Сити Казань» руководитель АИРа.
Завершая мероприятие, Якупов не смог сдержать сожаления по поводу того, насколько люди у нас «локально ориентированы». «Откровенно скажу — большинство у нас не видит других мест, кроме тех, на которых сейчас сидит!» — посетовал глава АИРа и подчеркнул: «Смарт-Сити» — это люди, у которых горизонты выше и шире. Может, мы слишком многого хотим, но здесь нужны экстраординарные решения".
Источник: БИЗНЕС Online
Фото пресс-службы АИР РТ
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: