Сенатор Антон Беляков предложил качественные санкционные продукты не уничтожать, а раздавать бедным.
«Мы предлагаем передавать санкционные товары надлежащего качества, соответствующие всем санитарно-эпидемиологическим требованиям, на социально значимые нужды. Подобная мера полностью соответствует общемировой тенденции, направленной на экономное отношение к продуктам питания в целях поддержки социально незащищенных слоев с низкими доходами», — говорится в пояснительной записке внесенного в Госдуму РФ законопроекта.
В ней же Беляков приводит в пример Италию, где в 2016 году был принят закон, упрощающий передачу нереализованной продукции магазинов нуждающимся гражданам с целью снижения объема выбрасываемых продуктов, что, по приблизительным подсчетам, позволит сэкономить итальянскому бюджету до 12,5 млрд евро в год. Аналогичные меры действуют и в других европейских странах.
Сенатор считает, что с точки зрения коррупционной составляющей эта «затея» более «прозрачная», чем уничтожение продуктов питания. Кроме того, рассуждая о целесообразности закона, Беляков ссылается на статистику: в настоящий момент каждый шестой россиянин (22,7 млн человек, 15,7\% от общей численности населения России) находится за чертой бедности. Так что сохранение «санкционки» поможет социально незащищенным слоям в РФ, уверен автор.
Продовольственное эмбарго в России в отношении западных продуктов начало действовать в 2014 году после того, как страны Евросоюза и США ввели антироссийские санкции. Так они отреагировали на прошедший в Крыму референдум и конфликт на юго-востоке Украины. Запрещенные продукты в РФ тоннами уничтожаются уже более двух лет.
По данным Россельхознадзора, только за год действия эмбарго (продлено с 6 августа 2015 года, ред.) в стране было уничтожено более 7,5 тыс. тонн запрещенной к ввозу продукции: 7282 тонн приходится на растительные продукты, еще 228,6 тонн — на животноводческую продукцию.
Идея передавать санкционные продукты на социально значимые нужды — звучит не впервые, напоминают эксперты, опрошенные порталом TatCenter.ru.
Так, уполномоченный по правам человека в РТ Сария Сабурская, комментируя инициативу, сказала, что внесение нового законопроекта должно побудить законодателей вновь взглянуть на происходящее не только через призму сохранения политического статуса страны, но и обратить внимание на социальное благополучие населения.
Руководитель Центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Милосердие» Ольга Молостова, в свою очередь, отмечает, что из законопроекта не ясен механизм его реализации. В Казани, по ее словам, «активно функционируют» специальные столовые, которые выезжают в определенные места и кормят людей, оказавшихся на улице. У таких организаций есть свой алгоритм действия. «Как будут передавать санкционные продукты на социально значимые нужды — пока не понятно».
Председатель комиссии по экономическому развитию, инфраструктуре жизнедеятельности граждан Общественной палаты РТ Айрат Гимадутдинов считает, что идея Белякова «принесет плоды» только в том случае, если, во-первых, будет обеспечен контроль качества и, во-вторых, будет исключена санкционная составляющая. Гимадутдинов говорит, что в этом деле должны быть учтены все моменты — от органа, осуществляющего эту деятельность, до транспортировки самих продуктов.
Сария Сабурская полагает, что при условии подтверждения качества и безопасности продуктов питания их можно было бы отдавать нуждающимся гражданам через систему социальных учреждений, приютов, благотворительных фондов, направить в бесплатные пункты питания. А Гимадутдинов, в свою очередь, добавляет, что «нужно сначала посчитать, сколько на это уйдет средств по учету, логистике, контролю… «. И потом уже смотреть: будет ли это выгоднее существующей сегодня практики.
«Я не думаю, что в Татарстане это будет оказывать какое-то существенное влияние на положение социально незащищенных слоев общества, — заявил Гимадутдинов. — Если эта инициатива и будет полезна, то только незначительному количеству населения».
С этим мнением согласилась и Сария Сабурская. По ее мнению, процент таких граждан (социально незащищенных) в республике небольшой, однако нуждаемость в помощи благотворителей имеется, признает она. Кроме того, поясняет Сабурская, одна лишь реализация санкционных продуктов среди нуждающихся не станет решением социальных проблем.
«Необходимо развивать мощности отечественных производителей, сельского хозяйства, животноводства. Это повлечет создание новых рабочих мест, поступление в магазины и рынки отечественных продуктов, прошедших строгий контроль качества и продающихся по доступным ценам», — полагает она.
В завершение добавим, что по данным Татстата, в Татарстане в 2015 году численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума увеличилась до 292,9 тыс. человек с 270,4 тыс. годом ранее. В процентах от общей численности населения республики доля бедных за год выросла с 7\% до 7,6\%.
Напомним, прожиточный минимум в Татарстане за 4кв. 2014 года составил 6988 рублей, за 4кв. 2015 года — 7775 рублей.
Мария Андреева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: