В торговые центры Казани с началом кризиса больше приходить стали люди с доходами ниже среднего уровня, в то время как число посетителей со средними доходами уменьшилось. Экономическое замедление привело к расслоению покупателей — люди чаще экономят и меняют привычки в шопинге, говорит руководитель по маркетингу управляющей компании Jones Lang LaSalle Incorporated (JLL) Елена Соловьева. На деловой конференции по тенденциям развития торговых центров в Казани она предоставила анализ рынка за 2014 год, по которому ясно, что Казань и Набережные Челны не должны сильно пострадать в кризис.
Корректировки после падения рубля произошли, но они не будут столь существенны именно для крупных татарстанских городов, обещают аналитики. По данным JLL, за прошедший год средний совокупный доход жителей Казани снизился на 4\%. А индекс потребительской уверенности по стране снизился с -7\% до -18\%. Товарооборот с начала года снизился на 4,4\%, говорит Елена Соловьева. По стране, в среднем, отмечался рост товарооборота. С сентября по октябрь — 1,7\%, в декабре — 5,7\%. Привычный декабрьский рост был еще обусловлен и паническими настроениями, которые царили на рынке, отмечает JLL.
Клиент пошел разборчивый
В Казани покупатели стали приспосабливаться и тратить деньги экономнее. По словам Елены Соловьевой, с четвертого квартала 2014 года изменилась не только структура посетителей торговых центров — другими стали их предпочтения. По данным исследования, доход посетителей торговых объектов Казани снизился на 7\% — до 13 615 рублей на одного члена семьи. Погрешность, которая отмечается в официальных докладах, позволяет спокойно прибавить к этой цифре еще до 15\%, уверена Елена Соловьева.
Казанцы уменьшают расходы на технику, электронику, развлечения, аксессуары и ювелирные изделия.
Рост показали лишь доли посетителей торговых центров, приезжающих в них на общественном транспорте, и количество семейных посетителей.
Думая об экономии, жители Казани всё реже покупают товары в одном месте — они предпочитают выбирать более выгодные предложения. Как говорится в исследовании JLL, за один раз покупатели объезжают больше, чем один торговый центр. В одном они покупают продукты питания, в другой едут за развлекательными услугами, в третьем находят технику и электронику. Визит стал более целенаправленным и сегментированным, говорит Елена Соловьева.
Это способствует снижению среднего чека, снижению времени нахождения в торговом центре.
Эксперты JLL, проанализировавшие поведение татарстанцев в торговых центрах, пришли к выводу, что «портрет» покупателя за последние три года не изменился. По данным JLL, активными шоперами в Казани на протяжении трех лет являются «птенцы», «родители школьников», «родители взрослых детей» и «пустые гнезда».
Доля семейных посетителей осталась прежней — 50\%. Семьи с детьми увеличили свой показатель с 37\% до 48\%.
По результатам исследования, самый большой доход у посетителей «Меги» и «Южного». 100\% посетителей «Сувар Плаза» — имеют собственные автомобили. Больше всего людей, состоящих в браке среди посетителей «Меги» и «Южного».
Кризисное влияние на торговые центры Казани и Набережных Челнов будет минимальным, считают эксперты JLL. Низкая конкуренция из-за отсутствия достаточного количества качественных торговых объектов создает впечатление, что ничего вообще не происходит — кризиса нет.
«Коллеги не совсем лукавят, когда говорят, что ничего не происходит, потому что объем качественных площадей, которые есть в миллионнике (Казани — ред.), способствуют тому, что один отдельно взятый объект в казанской невысокой конкурентной среде чувствует себя достаточно стабильно. Можно посмотреть по вакансиям по городу. Самый большой показатель — 3\% вакансий, которые нам удалось отследить по городу. В среднем, это 1,5\%-3\% вакансий. Это ниже, чем в среднем по стране», — объясняет Елена Соловьева.
Это следствие того, что качественных площадей в городе недостаточно, уверена она.
К числу качественных в городе относят «Мегу», «Парк хаус», «Южный», «Тандем», «Кольцо», «Сувар Плаза». Еще два — «ТЦ Горьковский» и «ТЦ на Даурской» авансом относят к качественным, но квалифицировать объекты точно можно будет только после открытия, говорит эксперт. Возможно, запустятся они только после 2017 года.
На данный момент в Казани насчитывается порядка 220 метров торговых площадей на 1 тыс. жителей, а это 270 тыс. кв. метров торговых площадей на 1 тыс. жителей.
«В Казани, несмотря на иллюзию многообразия, многие торговые объекты являются либо рынками, либо не являются качественными игроками. Их в число оцениваемых JLL не включал», — рассказала Елена Соловьева.
По данным агентства, в Набережных Челнах насчитывается порядка 157 кв. метров качественных торговых центров на 1 тыс. жителей. К качественным относят торговый центр «Мега» на 40 тыс. кв. метров, «Торговый квартал» и «Сити-молл».
Когда кризис начнет спадать, именно Казань и Набережные Челны станут наиболее интересны для инвесторов, которые намерены развивать в городах крупные торговые центры, уверены в JLL. Оба города попали в рейтинг компании наиболее перспективных городов для развития в них качественных торговых центров — Казань как город-миллионник, а Набережные Челны как небольшой город. Небольшая конкуренция на рынке делает их привлекательными для застройки, бум которой аналитики прогнозируют сразу после кризиса.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: