Новости
22 Марта 2005, 14:56

«Продам беззалоговое финансирование. Дорого», или Факторинг в Татарстане

Сегодня в инструментарии российских компаний факторинг становится все более популярным средством стимулирования роста бизнеса. Однако в большей степени это касается столицы и крупных городов. Как развивается эта услуга на татарстанском рынке?

«Мне нужно пятьсот тысяч. И по возможности не частями, а сразу» (И. Ильф и Е. Петров, «Золотой телёнок)

По оценкам «Эксперт-РА», мировой рынок факторинга к 2003 г. достиг отметки 760 млрд евро. Ежегодно рынок растет в разы, причем особенно интенсивно в Восточной Европе, где с 1998 до 2003 рост составил 400\%. Оценки российского рынка следующие: «Экперт-РА» называет цифру $ 1млрд., факторинговую компанию «Уралсиб-НИКойл» больше интересует общая цифра по России и Восточной Европе, поэтому они говорят о $ 5 млрд. При темпах роста 200\% в год отследить цифру не так просто, тем более что комплексные исследования российского рынка факторинга еще не завершены.

В чем сила?

«В деньгах сила, брат» (В.Сухоруков, «Брат-2»)

В общем виде факторинг представляет собой уступку права требования долга покупателя от поставщика компании-фактору. Проще говоря, если вы поставили товар с отсрочкой платежа фирме А, и у вас есть соглашение о факторинге с компанией Б, то после отгрузки товара фирме А, большую часть денег (70−90\%) вы получаете от компании Б. Компания Б требует всю сумму с фирмы А, и после того как получает деньги, отдает вам оставшиеся 10−30\%, удерживая при этом плату за эту финансовую услугу.

Факторинг может быть с регрессом и без регресса, может быть реверсивным, экспортным, импортным, но по большому счету смысл один — повысить финансовую мобильность поставщика. При факторинговом обслуживании поставщик может одновременно предоставить выгодные условия покупателю и, получив деньги сразу после отгрузки, вернуть их в оборот. Очевидно, что это позволяет увеличивать обороты и общий темп деятельности.

Ильнур Гатин, руководитель факторинговых операций банка «Казанский»:

— Факторинг часто путают или сравнивают с кредитом, что является некорректным. Для сравнения приведем следующий пример: допустим, для предоставления отсрочки платежа своему покупателю на один месяц вы взяли кредит и заработали некоторую сумму денег (дельту), в результате за год вы заработаете 12 дельт. При факторинговом обслуживании, поставив товар, вы получаете, к примеру, 70\% от суммы поставки сразу. На эти деньги снова осуществляете поставку и снова получаете 70\% от суммы новой поставки, что составляет 49\% от суммы первой поставки и так далее. В результате ваш оборот за год будет увеличен в 4−4,5 раза. При этом вы заработаете те же 12 дельт, но уже от увеличенного оборота, то есть как минимум 48 дельт против 12 при кредитовании.

Цена услуги при этом довольно высока. По оценке начальника группы факторинга «Татагропромбанка» Фархада Юсупова, в пересчете на проценты годовых цена услуги может составлять от 25 до 30\%. Однако все эксперты подчеркивают неправомерность сравнения факторинга с кредитом. Директор казанского представительства банка «Национальная факторинговая компания «Уралсиб-НИКойл» Валерий Бабушкин объяснил, что кроме бессрочного и беззалогового финансирования, поставщик получает ряд немаловажных бонусов:

— Да услуга довольно дорогая, но это не кредит. Дополнительно клиент, во-первых, минимизирует риски ликвидности, т. е. в идеале он перестает сталкиваться с таким явлением, как кассовый разрыв, у него всегда есть свободные финансовые ресурсы. Во-вторых, он существенно снижает риски неплатежей. Ненадежные клиенты в факторинговой схеме не живут. В-третьих, он получает возможность возложить функции управления дебиторской задолженностью на специализированную компанию, а, следовательно, повысить эффективность своих менеджеров.

Кроме того, цену нельзя назвать фиксированной, она зависит от объемов сделок, от количества дебиторов, в отношении которых нужно вести учет, зависит от истории отношений.

Увеличение темпов роста достигается не только за счет увеличения количества свободных денежных средств, но и за счет того, что в отношениях продавца и покупателя появляется дополнительный независимый игрок, который стремится стандартизовать процедуры, оснастить их программными средствами. Вероятно, это вектор, который задает движение любой факторинговой компании. Однако сбытовики отмечают, что при появлении компании-фактора, в вполне человеческих и наработанных годами отношениях могут возникнуть диссонансы. Но практика факторинговых компаний показывает, «что те покупатели, кто изначально настроен на обман поставщика, отказываются от перехода на факторинговое обслуживание; те же покупатели, кто оплачивает свои поставки в соответствии с договорными условиями, в большинстве случаев и не замечают присутствия факторинговой компании. Более того, в случае если поставщик начинает с помощью факторинговой компании увеличивать сроки отсрочек для покупателей, это приводит к гармонизации отношений между продавцом и покупателем».

Кому это надо?

«Вред или польза действия обуславливается совокупностью обстоятельств» (Козьма Прутков)

Выгоден факторинг прежде всего быстро развивающейся, растущей компании. На сегодняшний день не выявлено каких-то особенно выгодных с точки зрения использования данного инструмента отраслей или необходимых масштабов предприятия. Таким образом, факторинг предлагается в качестве вполне универсального инструмента. Однако есть ряд особенностей.

По мнению Фархада Юсупова факторинг более выгоден крупным оптовикам и менее выгоден производителям:

— Производитель может взять кредит для финансирования оборота, как правило, у него есть, что заложить (оборудование, цех, помещения), и это застраховано. Поскольку цена кредита существенно ниже, то производителю выгоднее брать кредит. Даже более того, если производитель не может взять кредит и приходит на факторинг по этой причине, то это должно настораживать, так как в республиканских банках вполне достаточно ресурсов и банки готовы кредитовать жизнеспособные проекты. А у оптового торговца может не быть никакого имущества и кредитоваться ему сложно, при интенсивном росте бизнеса — факторинг для него — хороший выход. Причем, мы стараемся учитывать такой момент, что торговая активность подвержена различным колебаниям. В периоды затишья (сезонные, например) поставщик может пользоваться возможностями учета дебеторской задолженности, при этом получать плату за товар без фактора.

Валерий Бабушкин отмечает большую предпринимательскую активность Набережных Челнов по сравнению с Казанью:

— Наверное, это связано с тяжелой ситуацией, которая возникла в Челнах после пожара завода двигателей на КАМАЗе. Людям приходилось как-то выживать, а для этого, как известно, приходится вертеться. И на данный момент наши челнинские клиенты в большей степени ориентированы на межрегиональную торговлю. В Казани есть большой внутренний спрос, поэтому местные продавцы не так активно выходят в другие регионы. Сегодня в республике большей популярностью пользуется факторинг импорта с участием двух компаний-факторов — фактора зарубежного поставщика и нашей компании, в качестве гаранта оплаты поставки со стороны местного покупателя.

Очевидно, что данная услуга в большей степени подходит при операциях купли-продажи, совершаемых между корпоративными клиентами, однако «Татфондбанк» использует факторинговые операции при потребительском кредитовании покупателей торговой сети DOMO. С одной стороны, обилие покупателей не всегда плюс (как проверить платежеспособность каждого), однако в случае с DOMO применяется факторинг с регрессом, т. е. с возвратом денег фактору поставщиком в случае недобросовестности покупателя.

Точный ответ на вопрос «кому это выгодно» может быть получен в цифрах. Так, по продукту «факторинг-старт» «НИКойл» предъявляет к клиентам такие требования: «среднемесячный оборот компании составляет до $ 30 тыс.; компания работает на рынке не менее 1 года (если компания работает менее 1 года, к комиссии добавляется 1\%); отсрочка платежа по договору поставки не превышает 60 календарных дней; компания готова передать на обслуживание не менее 4 дебиторов». «Татагропромбанк» требует от поставщика 3 месяца успешных сделок с покупателем и как минимум 3-х дебеторов.

Еще не конец

Характеризуя состояние рынка в целом, Валерий Бабушкин выразил следующее мнение:

— Нынешнее состояние рынка Факторинга в РТ можно охарактеризовать как активно развивающееся. Однако местные банки пока не в состоянии на сегодняшний день предоставить полный комплекс факторинговых услуг. Связано это прежде всего с продуктовой политикой республиканских банков, которые пока ориентированы только на традиционные банковские услуги. В Казани и по всей Республике Татарстан 60\% производственных и торговых компаний на регулярной основе заключают сделки с отсрочкой платежа. Исходя из вышеприведенной особенности рынка товаров и услуг Казани и РТ, можно утверждать о необходимости оказания факторинговых услуг производственным и торговым компаниям с достаточно большим, а также средним количеством дебиторов.

На республиканском рынке факторинга сейчас четыре игрока. Конкурентами «Уралсиб-НИКойла» выступают «Татагропромбанк», «Татфондбанк», готовится к выходу на этот рынок Банк «Казанский». Банки сегодня уступают «НИКойлу», так как эта компания занимается исключительно факторинговым бизнесом, но продуктовая линейка банка по определению длиннее, а значит — банки могут оказывать клиенту более разнообразную финансовую поддержку. Вопрос заключается в том, будет ли реализован этот потенциал. А если будет, то в какой перспективе?

Новости
06 Декабря 2024, 19:42

На Куйбышевской магистрали в РТ отремонтировали более 29 км ж/д путей

Работы проводились на перегонах Письмянка — Ватан, Никашновка — Круглое Поле, а также на станциях Биклянь, Челны и Бугульма.

С начала ремонтно-путевой кампании 2024 года на территории РТ Куйбышевской железной дороги провели капремонт более 29 км путей. Работы проводились на перегонах Письмянка — Ватан, Никашновка — Круглое Поле, а также на станциях Биклянь, Набережные Челны и Бугульма, где проходит основной поток грузовых и пассажирских поездов.

Во время проведения работ железнодорожники заменили рельсошпальную решетку, уложили новый бесстыковой путь и очистили щебеночный балласт. Путевые работы проводились по технологии «закрытых перегонов». На закрытых участках круглосуточно выполнялся полный комплекс работ с использованием специальной техники: путеразборочных и путеукладочных кранов, рельсовозного состава, высокопроизводительной выправочной техники, отделочных, рельсосварочных и щебнеочистительных машин.

Напомним, за первые девять месяцев 2024 года международный аэропорт Казань обслужил 4,14 млн пассажиров.

Что нового в декабре 2024  16:01

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: