В Казани обсудили тенденции рынка онлайн-торговли, ключевыми из которых стали замедление темпов роста сегмента и изменение потребительских предпочтений.
«В 2015 году объем российской интернет-торговли прирос всего на 10%, а сегмент бытовой техники и электроники упал на 7−10%, — рассказывает директор розничной сети „Ситилинк“ Александр Лозовский. — В первом полугодии текущего года экономическая ситуация в стране несколько стабилизировалась, и покупатель смог сформировать новую модель потребления. Это обеспечило большинству крупных онлайн-ритейлеров увеличение продаж».
Рынок интернет-торговли в 2015 году оценивался экспертами примерно в 780 млрд рублей, и эта цифра включает в себя только товарные услуги, подчеркивают они. Прошлый год для компаний оказался годом поиска путей оптимизации: покупателям нужно было предложить как можно меньшую стоимость. Конкуренция в борьбе за каждого покупателя была жуткая, вспоминают эксперты. В первом полугодии 2016 года объем рынка составил около 405 млрд рублей.
«Это дает уверенность. Надеемся закончить год с рынком электронной торговли, приближающимся к триллиону рублей. Для нашего сегмента это такой барьер, преодоление которого говорит о „здоровье“ отрасли», — поясняет гендиректор «Ситилинка» Михаил Славинский.
Снижение покупательской способности населения в прошлом году, причина которому — падение рубля, привело к падению продаж. Много покупателей, по словам Славинского, ушло в более дешевый ценовой сегмент. «Доходы населения продолжали сокращаться до сентября 2016 года. Таким образом, на данный момент мы наблюдаем хоть и небольшой, но радующий нас, прирост на рынке e-commerce», — говорит он.
Тем не менее, потенциал российского e-commerce, несмотря на все сложности, весьма обширен, полагают эксперты.
«Пока онлайн-сегмент довольствуется скромной цифрой 3% от всего рынка отечественного ритейла. В то же время, например, в Великобритании онлайн-продажи составляют 12% от общей розницы. Это говорит о том, что отечественный интернет-рынок имеет огромные перспективы роста. Одна из главных точек для этого роста — сами интернет-пользователи. Россия — рынок номер 1 в Европе по количеству пользователей в Интернете», — уверяет Александр Лозовский.
Трендом e-commerce являются персонифицированные продажи. В современном мире все делается через социальные сети. Аналитика соцсетей в том числе направлена на выявление предпочтений каждого отдельного покупателя. «Это очень большие затраты. И серьезный вызов. В конечном итоге выиграет тот, кто будет заниматься именно информационными системами. Плюс логистика. В некоторых моментах это ахиллесова пята ритейла», — отмечает Лозовский.
Эксперты констатируют, что преимуществом онлайн-покупок, помимо экономии времени и денег, в том числе является и возможность покупателей выбрать необходимый товар без лишнего давления со стороны продавцов-консультантов.
«Потребитель стал более прагматичный, сытый и наглый — это факт. Он предпочитает спокойно дома выбрать то, что ему нужно. Он уже не нуждается в „помощи“ консультантов, зачастую предлагающих не то, что нужно покупателю, а то, что нужно продать», — поясняет заведующая кафедрой маркетинга Института управления, экономики и финансов КФУ Наталья Каленская.
Что касается устройств для шопинга, участники рынка отмечают, что очевидная тенденция — увеличение числа заказов с мобильных устройств на фоне их сокращения со стационарных компьютеров. По наблюдениям Александра Лозовского, порядка 21% покупателей, посещающих интернет-ресурс с разных устройств, дают 50% прибыли.
В завершение добавим, что согласно исследованию DataInsight, 42% респондентов совершали за последний год покупки с мобильных устройств. При этом 6% респондентов покупали только с мобильных устройств. Для сравнения: год назад таких потребителей было 3%.
Лиана Санамян
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: