Новости
26 Ноября 2015, 10:30

«Платон» потребовал «жертв»

Татарстанские грузоперевозчики призывают ввести мораторий на систему сбора средств «Платон». Накануне на круглом столе в Госсовете дальнобойщики, депутаты и представители бизнес-омбудсмена РТ назвали проект, его влияние на экономику и концессионное соглашение на обслуживание системы «сомнительными», а расчеты, представленные в его защиту «вызывающими вопросы».

Депутаты Госсовета РТ от фракции КПРФ, аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей и региональные грузоперевозчики называют систему сбора средств «Платон» не готовой к работе, а потому считают ее функционирование «вызывающим вопросы».

Накануне в республиканском парламенте состоялся круглый стол, где дальнобойщики встретились с оператором системы.

Предприниматели, занимающиеся грузоперевозками в Татарстана пожаловались на отсутствие у концессионера, занимающегося обеспечением проекта в республике, бортовых приборов учета, которые должны просчитывать маршрут. Оператор «Платона» — «РТ-Инвест Транспортные системы» обвинения отрицает, хотя, по мнению дальнобойщиков, и недостаточно аргументировано.

Напомним, с 15 ноября в России вступили в силу изменения в законодательстве, по которым проезд для 12-тонных грузовиков на федеральных трассах должен облагаться сборами. Сначала речь шла о 3,73 рублей за 1 км дороги, но после выступлений возмутившихся дальнобойщиков, их снизили до 1,53 рубля.

«Зачем тогда вообще нужен «Платон»?

Жалобы на «Платон», как рассказала главный советник отдела по обеспечению деятельности бизнес-омбудсмена Венера Камалова, поступают в аппарат уполномоченного ежедневно, поэтому не могут быть неправомерными.

Бизнес, практически единогласно заявляет о необходимости отказа от системы, которая может уничтожить не только предпринимателей, но и навредить экономике, или, хотя бы, ввести на нее мораторий.

«Сомнения» в целесообразности «Платона» есть и у дальнобойщиков, и у институтов поддержки бизнеса, а вызывает их, прежде всего, расчет сборов и, как они говорят, «обогащение» частной компании, которая получит 25\% от всех сборов в стране.

«Они (концессионер — ред.) обещают, что с введением этой системы у нас будут хорошие дороги. Кто-нибудь из присутствующих в это верит? Думаю, нет. Они собираются собрать 40 млрд рублей. К слову, это 4 км дороги «М11» «Москва-Санкт-Петербург», стоимость 1 км — 10 млрд рублей. 4 км дороги мы построим.

В министерстве транспорта декларируют: собрали 190 млн рублей за 5 дней. Согласен, в кармане одного человека это большая сумма, а в кармане другого — «пшик». То есть, в год, при таких сборах они соберут 14 млрд рублей. Из них на содержание «Платона» мы отдадим 10,6 млрд рублей, остается 3,4 млрд рублей на содержание (дорог — ред.)", — заявил в Госсовете руководитель компании ООО «Байкал» Владислав Абрамов.

По расчетам бизнес-сообщества, последствиями введения системы «Платон» станет разорение около 5 млн мелких перевозчиков, недосбор акциза стоимости топлива из-за ухода части перевозчиков в размере порядка 210 млрд рублей, а также социальное напряжение вокруг главного бенефициара системы «Платон».

Нагрузка, которая ежегодно ложится на предпринимателя в части содержания грузовика составляет 450 млн рублей, рассказал Абрамов. Средний «пробег» одного грузовика, по его опыту, составляет 150 км. Получается 918 млрд рублей с одной машины сборов в «Платон». «Фактически, это запрет на бизнес», — говорит Владислав Абрамов.

Согласно подсчетам миндорстранса, при расчетах 3,73 рубля за км, прогнозировалось поступление в бюджет 50 млрд рублей в год. При этом 10,6 млрд рублей должна получить компания-концессионер. Деньги планировалось направить на содержание дорог.

«Если же тариф будет снижаться, возникает вопрос, насколько вообще рационально введение этой системы. Если соберут 22 млрд рублей, в бюджете останется 15 млрд рублей. Остальное уйдет концессионеру. Зачем тогда вообще создавать эту систему?», — удивляется депутат Госсовета РТ Артем Прокофьев.

«Заплатит потребитель»

Депутата горсовета Набережных Челнов, члена постоянной комиссии по вопросам социально-экономического развития и бюджету и одновременно вице-президента НП «Логистика и автоперевозки Татарстана» Михаила Левашова, который представляет интересы 600 транспортных компаний, владеющих около 4 тыс. автомобилей, дальнобойщики обвинили в попытке «усидеть на двух стульях». Причина — на круглом столе Левашов заявил: «мы готовы оплачивать перевозку по федеральным дорогам, если цены понятны всем».

В то же время, «Платон», по мнению ассоциации, «ставит грузоперевозчикам заслон».

Плату за проезд, высокие штрафы за нарушение, в конечном итоге, придется покрывать жителям — повышение затрат бизнеса отразится на итоговой цене продуктов питания, которые, в большинстве своем, возят как раз 12-тонные фуры.

«Представители ассоциации производителей молока Брянской области заявили, что сейчас у них на доставку молока на завод уходит 33 коп. за км, 66 коп. на то, чтобы отвезти в сети и собственные магазины. „Плечо“ доставки до магазинов у них — до 1200 км, в итоге получается, что 2,3 рубля у них удорожание молока. В процентном соотношении это 5\% на 2016 год», — пояснили участники круглого стола.

Артем Прокофьев, со ссылкой на данные Росавтодора, говорит о возможном подорожании продуктов на 0,5−1,5\%.

«В минэкономразвития говорят о росте 2−5\%. Аналитики называют цифру в 15−20\%, что в условиях экономического кризиса выглядит более чем несвоевременно. Рост цен, вместе с транспортными налогами, это рост на 4\% в магазинах», — напоминает депутат.

«Все работает в штатном режиме»…

Вопросы у участников круглого стола вызвало и само концессионное соглашение. По их словам, открытым остается вопрос, проводился ли конкурс при определении компании-оператора. «Какие были условия тендера, кто в нем участвовал? Где опубликованы цели и задачи этого проекта? Когда мы в „Платон“ приезжали, то узнали, что ни с кем договоры не заключаются», — заявил представитель компании «Керам Трейд» Ильнур Азизов.

Кроме недовольства самим появлением системы, предприниматели жалуются и на то, что оператор оказался не готов к тому, чтобы обеспечить грузоперевозчиков приборами учета.

Как рассказали участники круглого стола, они не могли даже зарегистрироваться в системе. Свои претензии они высказали напрямую концессионеру — на заседание в Госсовет пришел руководитель обособленного подразделения «РТ-Инвест Транспортные системы» в Казани Дамир Хусаинов, который, в свою очередь, все обвинения грузоперевозчиков отрицал.

«Есть проблемы и с картами, когда они рассчитывают маршрут на 200−300 км длиннее», — констатировал депутат Артем Прокофьев.

Картами оплаты грузоперевозчики могут пользоваться до того, как получат бортовые приборы учета. Маршрут, который они прокладывают по картам, не соответствует реальному — во многих местах проложили маршрут под запрещающими знаками, говорит Михаил Левашов. В последствии, это обернется штрафами для дальнобойщиков, уверен он.

Система работает со сбоями, говорят предприниматели — период активации карт не постоянен, поэтому работа просто останавливается.

Между тем, Дамир Хусаинов «никаких сбоев» в работе системы не видит, а проблемы с регистрацией на сайте объясняет хакерской атакой «недоброжелателей».

«На данный момент ситуация стабильна. Я у себя в офисе вижу усредненный клиентопоток в количестве единомоментно 5−6 человек. Учитывая, что у меня сейчас работают восемь специалистов, фактически, очередей нет.

…Бортовые устройства у нас есть, мы их выдаем. Выдаем владельцам, которые ранее зарегистрированы.

… Да, были временные задержки в работоспособности сайта. Связано это, прежде всего, с атаками на наш сайт. Есть недоброжелатели. Сейчас процесс восстановлен, все работает в штатном режиме. Мы уже проводим мероприятия для того, чтобы понимать, что происходило с системой.

Это DDoss-атаки, в минуту заваливали нашу систему 2 млн запросов. Уже вычислили, где это происходило, Запад, за границей. Уже оценена стоимость данной работы — порядка 2 млн долларов".

По данным представителя компании-оператора, в системе зарегистрировано порядка 600 тыс. транспортных средств. Это 60\% от всех, работающих на рынке грузоперевозок. Из них 70 тыс. — владельцы авто. В Татарстане зарегистрировано порядка 10 тыс. грузовиков. «Бортовые устройства выдаются», — уверяет Хусаинов.

Однако доводы его дальнобойщики подвергли сомнению: Михаил Левашов привел статистику НП «Логистика и автоперевозки».

«У нас в Набережных Челнах я не вижу такой массовой тенденции. Вы такие цифры говорите крупные. У нас тоже есть данные. И они рознятся с вашими. У нас только 100 устройств. Мы зарегистрировались, но нам пришел ответ, что нет приборов, и когда они будут, неизвестно», — говорит он.

Дамир Хусаинов на это ответил, что не «уполномочен на такие вопросы отвечать». Не смог он ответить и на вопрос корреспондента портала TatCenter.ru сколько бортовых приборов учета на данный момент находятся в казанском офисе «РТ-Инвест Транспортные системы»…

Всех посчитали

Дискуссионным депутат Артем Прокофьев считает и вопрос расчетов, которые приводились для обоснования внедрения системы.

«Вспомним слова главы федерального дорожного агентства Константина Угарова, который сказал, что грузовики наносят дорогам ущерб — 2,6 трлн рублей. При том, что государство тратит на дороги 1 трлн рублей. Это вызывает вопросы, потому что, если бы это было так, то дорог, фактически, уже бы не было», — говорит он.

Непонятно Прокофьеву и как рассчитывалось то, что один грузовик наносит дороге ущерб, равный 2−5 легковушек. По его словам, по альтернативному расчету, который был сделан на круглом столе в ТПП Татарстана аналитической службой ПАО «Камаз» в лице Бориса Морозова, ущерб от грузовиков оценен в 26 коп. на 1 км дороги.

Предприниматели считают, что владельцы грузовиков заплатили за строительство и эксплуатацию федеральных дорог через акциз — 7 рублей, которые заложены в литре топлива. Всего это 511 млрд рублей.

Как рассказала Венера Камалова, информация о недовольствах грузоперевозчиков дошла и до Рустама Минниханова. На данный момент дальнобойщики предлагают либо сначала протестировать систему, а потом внедрять на новых, более приемлемых для бизнеса условиях, либо и вовсе от нее отказаться. Камалова напоминает, что постановление не окончательно.

«Мы собираем всю информацию, которая нам поступает от грузоперевозчиков. В консолидированном виде мы ее довели до президента Татарстана. Он извещен о том, что и система, в том числе, не готова, и порядок расчета этой системы подвергается большому сомнению, и с нашей точки зрения.

Наличие, как минимум, трех расчетов на федеральном уровне уже вызывает большой вопрос. Мы также согласны, что более точные расчеты, с точки зрения пробега, реальности пробега на единицу транспортного средства, который предложен минэкономразвития. Мы президенту Татарстана предложили опираться именно на этот расчет", — рассказала она.

В завершение добавим, что уже сегодня в Госсовете РТ должно пройти заседание рабочей группы, которую на фоне активно развивающихся в обществе событий поручил собрать президент Татарстана Рустам Минниханов.

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: