С октября у автовладельцев появилась возможность заключить новый договор ОСАГО, оформив электронный полис. Ранее, начиная с 1 июля, е-полис можно было оформить в формате пролонгации уже действующего договора «автогражданки».
За три месяца татарстанцы пролонгировали через интернет чуть более 200 полисов, однако с октября число е-полисов, купленных в республике, превысило 350 штук, что вывело Татарстан в топ-10 российских регионов по популярности услуги. По крайней мере, так сообщается в официальных хрониках.
Между тем, страховщики не спешат продавать е-полисы — пока что к системе продаж подключились порядка 30 компаний.
Многие понимают: агрессивные продажи приведут, разве что, к не менее агрессивным убыткам, а проблемы сегмента, которые копятся как снежный ком, введением электронных полисов не решить.
На рынке сегодня, в данном аспекте, существуют две разноплановые составляющие.
Во-первых, это само применение новых технологий в финансовом сегменте рынка. Е-полисы — это, конечно, замечательно, хорошо, современно и экономически обосновано, с точки зрения снижения затрат компании. Об этом можно говорить бесконечно долго — не думаю, что кто-то сомневается в целесообразности перехода на новые технологии.
Сложности во второй составляющей — многочисленные проблемы ОСАГО сдерживают развитие сегмента, для нормальной, стабильной работы в котором страховые компании не видят экономического интереса.
Потребитель знает, из чего складывается цена, например, на недвижимость, на продукты питания… Она регулируется рынком: есть спрос — есть предложение. При дефиците, цены растут, и, соответственно, наоборот — при переизбытке, в том числе сезонном, цены падают.
В сегменте ОСАГО рыночный механизм отсутствует — государство по своему усмотрению корректирует не только цены, но еще и лимиты выплат.
Страховой бизнес, а страхование, напомню, — это все-таки бизнес, фактически утратил интерес к работе в сегменте — убытки растут быстрее, чем сборы. Да, тарифы подняли на 50% — об этом только ленивый не говорит. Однако о том, что лимиты выплат подняли на 300−1000%, предпочитают молчать…
Нужно понимать, что любая страховая компания, выходящая на рынок е-полисов, делает это с учетом экономических показателей. В тех регионах, где на этом можно заработать, идет драка за рынок.
Посмотрите статистику: количество проданных е-полисов в зависимости от региона отличается в разы. Объемы продаж — как диагноз, как температура по больнице, сразу видно, кто [какой регион] болен, кто нет.
Страховщики продавать полисы себе в убыток не будут, в том числе электронные. Продажи е-полисов идут в рамках общей философии компании по реализации ОСАГО в конкретном регионе исходя из конкретных математических моделей и результатов работы за определенный период. Так что статистика, информирующая о «популярности» полисов в том или ином регионе, весьма условна.
Количество отпускаемых бланков для конкретной страховой компании не изменилось — страховщик самостоятельно решает, как эти полисы продавать: в офисе или в электронном виде. Лишних бланков полисов нам никто не дает, и компании не обязаны продавать полученные полисы через интернет.
Как будут развиваться продажи е-полисов в дальнейшем, покажет время.
Если смотреть на дальнейшее развитие сегмента ОСАГО, то мне из сложившейся ситуации представляется два выхода: оставить в покое тарифы, сделав их рыночными или, если государство намерено и дальше регулировать рынок, объявить ОСАГО социальным проектом и взять его содержание, хотя бы частично, на себя. Например, за счет субсидирования.
Пока же работа в сегменте «автогражданки» продолжает терять экономическое обоснование. ОСАГО в Татарстане становится не выгодным для продающей стороны.
президент Союза страховщиков РТ, эксперт по рынку страхования
Рустэм Сабиров,
специально для TatCenter.ru*
*Мнени
е редакции может не совпадать с мнением автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: