В Казани на базе Торгово-промышленной палаты РТ прошла встреча клуба экспортеров региона, в ходе которой участники обсудили проблемы рынка и варианты их решения.
«Ситуация сложная, хотя об экспорте не говорит только ленивый», — охарактеризовал происходящее на рынке председатель ТПП РТ Шамиль Агеев.
Он вспомнил, что раньше существовали экспортные премии на вывоз продукции. «А сейчас есть ужесточения за невозврат валютной выручки и новые требования — если вовремя поставленный продукт не придет, можно получить штраф».
Между тем, говорить об отсутствии поддержки экспортеров нельзя, считает министр экономики РТ Артем Здунов. В ходе встречи он заявил, что ведомство со своей стороны поддерживает экспортеров через субсидирование выставочной деятельности. Также министр напомнил, что инжиниринговые центры, «которые рождают экспортеров», должны развиваться и получать на льготных условиях оборудование — с такой инициативой республиканское министерство планирует выйти на федеральный уровень.
«Конечно, пока не хватает информации о специфике работ в странах. Где-то необходимо более плотно работать с представительствами республики — нигде нет такой сети, как у Татарстана. В ближайшее время мы планируем созвать экономический совет, где будут расставлены все точки над i: куда нужно идти предпринимателю за поддержкой», — отметил Здунов.
Генеральный директор Фонда поддержки предпринимательства РТ Андрей Афонин напомнил про ответственность бизнеса перед своими работниками и раздал присутствующим словесные «награды».
«За заслуги» вы уже получили, а если пришли сюда, на клуб экспортеров, можно вручать «Орден за мужество» — за мужество выйти на внешний рынок", — заявил он.
Афонин рассказал о существующих формах поддержки бизнесменов, однако особое внимание уделил самой насущной проблеме — финансированию. Точнее, вступающему 29 марта в силу закона о микрозаймах — центр поддержки предпринимательства сможет выдавать кредиты до 3 млн рублей на три года под 10% годовых.
Попытался выстроить диалог с присутствующими директор по организации поддержки МСП российского экспортного центра Борис Игошин, но, как оказалось, экспортеров в зале собралось чуть больше десятка. Тем не менее, Игошина это не смутило: по просьбе Здунова он перечислил те услуги, которые может предоставить РЭЦ — исследования, поиск партнеров, бизнес-миссии, сертификация, таможня, правовая помощь, штрафкомиссия, взаимодействие с представительствами РФ.
Он же пригласил предпринимателей в «торговый дом» — зарубежные площадки для презентации товаров и услуг экспортеров из России. Первый «торговый дом» откроется в Аргентине летом. Также Игошин рассказал про нюансы страхования МСБ при экспорте.
Сформировать определенное мнение об экспортерах и обеспечить информационную поддержку призван национальный бренд «Сделано в России».
«Очень бы хотелось, чтобы в нашей стране отношение к экспортерам в перспективе сформировалось как к двигателю экономики», — выразил надежду директор бренда Михаил Садченков.
Он отметил, что национальный бренд — это агрегатор бизнес-миссий, а сам сайт ранжируется как Википедия, чем повышает видимость компаний при поиске. Главные задачи бренда — повышать узнаваемость экспортеров и находить потенциальных партнеров.
Директор по маркетингу Ebay в России Илья Кретов продемонстрировал участникам встречи преимущества электронной коммерции. По его словам, в России около 85 тыс. интернет-магазинов, но четверть рынка принадлежит топ-20 компаний — в отличие от других стран рынок еще не поделен. При этом, несмотря на общую экономическую ситуацию,
e-commerce растет сильнее, чем в других странах.
Относительно Ebay доля розницы России составляет 1,9% — меньше чем у Польши, Испании, Дании — в то время как у Англии — 12%, Германия — 9%, Швеции — 8,7%. Ebay посещают 7 млн россиян в месяц, а всего в 2015 году на площадке насчитывалось 25 млн магазинов, 800 млн товаров и 157 млн покупателей. Многие собравшиеся предприниматели, похоже, слышали о такой компании впервые: спрашивали, не переводит ли Ebay описания товаров. Но такая презентация возможностей не сильно воодушевила экспортеров: Ebay продает товары конечным потребителям, а в ТПП все же собрались те, кто занимается b2b.
Наибольшую пользу для присутствующих принес доклад начальника центра поддержки экспорта РТ Ульяны Ануфриевой. Во-первых, она презентовала новый сайт центра и его функционал. Например, с его помощью можно найти партнера по делу, перевести материал на иностранный язык или получить помощь с организацией зарубежных мероприятий.
Во-вторых, она четко и подробно рассказала, какие услуги предоставляет сам центр — консультации, внесение в каталог экспортеров, сертификация и стандартизация, продвижение, образовательная программа.
Илья Иванов
Фото: минэкономики РТ
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: