Сегодня в Казани в отеле «Мираж» открылся третий ежегодный бизнес-форум «Будущее города: какие технополисы нужны Казани?», организованный журналом «Деловой квартал» при поддержке министерства экономики РТ. Около ста бизнесменов, руководителей технопарков и представителей власти рассуждали о технопарках и их значении для городов.
Так, выяснилось, что отсутствие законодательной базы привело к тому, что любой арендный, по сути, бизнес может стать технопарком.
«Основная проблема всех технопарков в России сегодня — нет законодательной базы, которая бы определяла работу, — заявил директор IT-парка Антон Грачев, — Это к вопросу о том, почему в России технопарков больше, чем в Великобритании. Потому что ничем не регламентируется, и обычные бизнес-центры начинают называть себя технопарками».
По словам Грачева, для очищения сегмента необходима экспертиза, определяющая соответствие критерием технопарка.
«По созданию экономической зоны есть целый перечень критериев. Вот тоже самое должно быть по технопаркам. Вот эта идея сейчас муссируется, мы выносим её на федеральный уровень, много общаемся с министерством экономического развития, и я думаю, что мы придем к чему-то хорошему. После появления законодательной базы по технопаркам станет легче не столько технопаркам, сколько бизнесу, для которого будет создаваться технопарк», — заявил он в интерью порталу TatCenter.ru.
На вопрос журналиста об инфраструктуре бизнеса Антон Грачев заявил, что «инновационное развитие у нас находится в зачаточном состоянии, нужно создавать инфраструктуру. Пока не начнешь, нас обгонят и растопчут».
Генеральный директор ОАО «КАПО им. С.П.Горбунова» Васил Каюмов поделился мыслями о новом проекте — авиастроительном технополисе. Он уверен, что резидентов для авиастроительного технополиса будет найти труднее, чем для обычных проектов. «Поэтому резиденты должны быть „отпочкованы“ от тех заводов, которые уже имеют компетенцию». Также генеральный директор ОАО «КАПО им. С.П.Горбунова» назвал начальную цифру стоимости проекта — 1 млрд. долларов на территорию технополиса площадью 25 гектаров к рубежу 2015−2016 году.
«С одной стороны, авиастроение в Казани имеет глубокие корни, но с другой стороны — какие они? К сожалению, они уже подгнившие. Поэтому этому дереву — авиастроению в республике — нужно новое дыхание. Сегодня казанский завод, как заводы и в других городах, имеет уже обветшалую структуру. Сегодня огромное количество средств вкладывается в авиацию, но это вкладывание однобоко и уходит в сторону».
Среди заявленных тезисов многообсуждаемой темой была эффективность технопарков — как с точки зрения резидентов, так и со стороны государства.
«Нужно смотреть и со стороны государства, и со стороны частного сектора, как оценивать тот или иной технопарк. Если с точки зрения государства подходить к этому вопросу, технопарки нужны, — заявил руководитель АИР РТ Линар Якупов.- В них вкладываются для того, чтобы создать необходимые условия для развития предпринимательства, для реализации каких-то инновационных проектов. В моем понимании, это те островки, где можно с определенным особым режимом дать некоторую акселерацию предпринимательству и реализации весомых проектов».
«Эффективность технопарков оценивается количеством резидентов, количеством выпускаемой продукции, налогами, которые собираются. По большому счёту, когда государство вкладывает в тот или иной технопарк, оно понимает, что ближайшие 5−10 лет через налоги все должно вернуться. В противном случае не было бы смысла все это затевать».
Илья Иванов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: