— Мнавар Исмагилович, насколько остро сегодня стоит необходимость проведения модернизации легкового потока?
— После развала Советского Союза «Нижнекамскшина» на протяжении десяти лет была единственным производителем легковых шин из 11 шинных заводов России, занимавшихся, в основном, производством грузовых и сельскохозяйственных шин. Но поскольку за последние годы количество легковых отечественных и импортных автомобилей в стране заметно возросло, то, соответственно, повысилась и потребность в шинах для них. Стали появляться новые шинные заводы, в том числе с участием иностранного капитала. Компания Michelin, например, разместила свой шинный завод в подмосковном Давыдове, финская Nokia — во Всеволжске.
Старые производители тоже не дремлют: Ярославский, Кировский, Воронежский и Омский шинные заводы, подстраиваясь под конъюнктуру рынка, сегодня тоже довольно успешно развивают у себя производство легковых радиальных шин по зарубежным технологиям, снижая при этом объемы производства грузовых и сельхозшин. Не менее 15\% сегмента российского рынка к тому же занимают импортные легковые шины, что еще больше усиливает конкуренцию на нем. Так что далеко не случайно компанией «Татнефть» была утверждена программа развития шинного производства на 2008−2010 годы, разработанная специалистами «Нижнекамскшины» совместно с УК «Татнефть-Нефтхим» и нацеленная на увеличение объемов производства легковых и легко-грузовых радиальных шин по технологии фирмы Pirelli (с учетом продукции «двухмиллионника») до 2 млн 800 тыс. штук. Речь в ней идет о новом семействе шин для легковых автомобилей, которые должны прийти на смену морально устаревшим шинам диагональной конструкции. Тем более, сырьевая база — новое подготовительное производство — имеет необходимый резерв мощностей для решения этой задачи.
— Какой же это резерв?
— Как известно, новое подготовительное производство проектной мощностью 21 тыс. т/год было построено специально под «двухмиллионник», выпускающий легковые радиальные шины КАМА EURO. А поскольку его потребности ограничиваются 14 тыс. тонн резиносмесей в год, то остальные 7 тыс. тонн решено было направить на производство не менее 1,2 млн штук новых высокоэффективных радиальных и легко-грузовых шин, которые должны прийти на смену морально устаревшим шинам диагональной конструкции. Программа, в частности, предполагает увеличение выпуска легковых высокоэффективных шин (ВЭШ) на 960 тыс. штук и легко-грузовых на 210 тыс. штук. Весь этот объем должен быть обеспечен высококачественными резиносмесями нового подготовительного производства. Принято также решение о снижении выпуска, а с 2009 года — полного прекращения производства неперспективных диагональных шин. То есть, взят курс на полное замещение ассортимента легковых 13-дюймовых диагональных шин радиальными шинами с посадочными диаметрами 12, 13, 14, 15 и 16 дюймов, соответствующих стандартам качества шин КАМА EURO.
— Насколько новые радиальные шины будут лучше своих старых «собратьев»?
— Намного, если их сравнивать с радиальными шинами, производство которых было освоено нами в середине 80-х годов теперь уже прошлого века. Именно тогда на нашем заводе была проведена первая модернизация легкового потока, в ходе которой мы на 80\% обновили производство и первыми в России стали выпускать легковые радиальные шины по ноу-хау Pirelli с применением металлокорда в брекере. Но на сегодняшний день эти шины, равно как и технология их производства, устарели. Поэтому на смену им приходит новое поколение шин улучшенной конструкции и технических характеристик, обладающих повышенной ходимостью. Их еще называют экологически безопасными, «зелеными» шинами, поскольку во время движения автомобиля они производят меньше шума и способствуют экономии топлива, что уменьшает выброс вредных веществ в атмосферу.
— Приступая к выпуску новой продукции, вы, очевидно, учитываете и возрастающие требования к ней со стороны автозаводов?
— Безусловно. Тем более что требования отечественного автопрома к шинам сегодня уже выше требований, заложенных в наших стандартах, и их нужно срочно менять, если мы хотим выпускать продукцию, соответствующую мировому уровню. Поэтому всем представителям нового семейства шин предстоит пройти сертификацию на соответствие самым жестким требованиям автомобилистов, также ориентирующихся на мировые стандарты. И работа в этом направлении уже ведется — недавно к нам приезжали аудиторы компании Volkswagen. На очереди — предварительный аудит по сертификации под требования отечественных автозаводов, основным поставщиком которых является «Нижнекамскшина». Так что, готовя расширение объемов производства ВЭШ, мы не только закупаем новое оборудование, но и основательно готовимся к сертификации своей продукции, гарантирующей пропуск на рынки сбыта.
— Какой объем работ предстоит выполнить в ходе модернизации, и что на сегодняшний день в этой области уже делается?
— Нам предстоит демонтировать 7 сборочных станков по диагональным шинам, порядка 30 форматоров-вулканизаторов, а также старые линии гермослоя. Для освобождения площади под монтаж нового оборудования мы уже демонтировали и перенесли на свободные площади две линии раскроя металлокорда, участки изготовления крыльев и хранения кордов, а также систему подачи кордов. Демонтаж части основного оборудования уже завершен, и на освободившемся месте сейчас идет монтаж линии по производству гермослоя фирмы Кonstrukta Industry (Словакия). Смонтированы также два новых сборочных станка первой и второй стадии сборки покрышек, которые сейчас находятся в стадии пуско-наладки.
Еще нам предстоит демонтировать одну линию пропитки и термообработки текстильного корда и линию обрезинивания корда. Кроме того, в ближайшее время мы должны заключить контракты на закупку нового оборудования по 12 позициям на 2008 год. Инвестиции в объеме 300 млн рублей на эти цели уже предусмотрены. Как и при создании «двухмиллионника», строительстве нового подготовительного производства, «второе рождение» легкового потока происходит с участием компании «Татнефть», которая в общей сложности инвестировала в развитие шинного производства около 3 млрд рублей. Из них только в этом году 550 миллионов было направлено реализацию нашей программы модернизации.
— Какими силами ведется модернизация легкового потока?
— Наряду со службами главного механика, технолога и энергетика в модернизации задействованы подразделения КИП и АСУТП. В проведении реконструкции нам помогают также специалисты треста «Двигательмонтаж», которые демонтируют старое и устанавливают новое оборудование. Фундаментные и другие строительные работы выполняет нижнекамская фирма «Эридан».
Ход всех работ координирует штаб модернизации, возглавляемый техническим директором ОАО «Нижнекамскшина» Александром Нелюбиным. Куратором со стороны управляющей компании «Татнефть-Нефтехим» выступает первый заместитель директора по развитию производств Закир Файрузов. В состав штаба, заседания которого проводятся еженедельно, входят ведущие специалисты УКС, экономической службы, службы по развитию производства и др. На стадии пуска новых производств заседания штабов будут проводиться дважды в неделю — эта схема у нас уже отработана.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: