Новости
29 Апреля 2008, 08:27

«Нижнекамскшина»: 35 — это возраст свершений

Сегодня «Нижнекамскшине» исполняется 35 лет. Созданное в 1971 году оно является сегодня самым крупным предприятием в России и СНГ, способным выпускать более 150 типоразмеров шин для любых условий эксплуатации.

Тридцатипятилетие «Нижнекамскшины» — хороший повод для того, чтобы «остановиться, оглянуться», вспомнить основные этапы пройденного пути.

Рождение коллектива

По словам первого генерального директора шинного гиганта на Каме, а ныне советника председателя Совета директоров ОАО «Нижнекамскшина» Николая Зеленова, Нижнекамский шинный начинался как обычно: с директив, постановлений, создания руководящих и направляющих органов.

— Во временной конторе за неделю скапливались кипы всяких писем, циркуляров, — вспоминает Николай Александрович. — А нас всего-то было тогда 36 человек. И никто, кроме меня, не имел ни малейшего представления о шинах. Естественно, начали «импортировать» кадры со всех профильных заводов страны. Поэтому образовались разные школы: барнаульская, ярославская, воронежская. И каждый доказывал, что его — самая прогрессивная. В таких вот условиях надо было создать сплоченный коллектив единомышленников, свою нижнекамскую школу.

Появился первый заводской корпус механических производств, и мы стали его обживать, используя в качестве полигона для будущих шинных производств. А участок тот, безусловно, был хорошей практической школой для молодого коллектива. Тем более формировался он по принципу «сборной СССР». Молодежь набирали в основном из деревень и посылали учиться на заводы Ярославля, Москвы, Воронежа, Омска. Опасались, что ребята и девчата могут «застрять» в больших городах. Но вернулись все, стопроцентно. Потом постепенно стали приходить выпускники институтов. Так, собственно, и возник молодой отряд нижнекамских, татарстанских шинников.

29 апреля 1973 года изготовили первую нижнекамскую автокамеру для «Жигулей». Этот день считается днем рождения Нижнекамского шинного завода. А к 1980 году на «Нижнекамскшине» были введены в строй практически все запланированные мощности, каждая из которых соответствовала среднему заводу Западной Европы, что было отмечено уникальным в своем роде приветствием ЦК КПСС за подписью Л.И.Брежнева…

В дополнение к сказанному остается только добавить, что опытнейший руководитель и организатор производства Николай Александрович Зеленов за долгие годы работы на «Нижнекамскшине» создал крепкую материальную базу и профессионально подготовленный коллектив. Разрушая миф о «несостоятельности» отечественной экономики, следует также напомнить и то, что именно в его эпоху — в 1992-м году — ОАО «Нижнекамскшина» достигло рекордного за все годы работы предприятия объема производства, изготовив 12 млн. 260 тыс. штук шин.

На перепутье

В конце 90-х, когда были разрушены экономические, хозяйственные связи и по товаропроизводителям прошелся каток гиперинфляции, объем производства продукции на крупнейшем предприятии отрасли резко упал, поставив «Нижнекамскшину» на грань финансового краха. Кризис неплатежей парализовал внутренний рынок, а внешний оказался надежно заблокированным валютным коридором, в результате чего камские шины оказались невостребованными.

На протяжении пяти лет (с 1995 по 2000 годы) затраты предприятия на рубль товарной продукции возросли на 23%, и «Нижнекамскшина», по сути, держалась на плаву лишь за счет установленных для нее льготных тарифов на энергоносители, фиксированных цен на продукцию «Татнефти», налоговых послаблений и новых кредитов. Бремя долгов предприятия составляло $ 170 млн., а средств на развитие при постоянно увеличивающейся изношенности активной части основных фондов не было. К тому же «Нижнекамскшину» лихорадило из-за нехватки сырья. Решением этой проблемы занялась снабженческая фирма «Татнефть-Нефтехимснаб», взявшая на себя материально-техническое обеспечение не только НКШ, но и всех других предприятий нефтехимического холдинга.

Во второй половине 90-х на «Нижнекамскшине» произошла смена руководства. Молодая команда топ-менеджеров, которую возглавил Радик Ильясов, активно включилась в борьбу за финансовое оздоровление предприятия и его выживаемость в условиях дефицита сырья, материалов и «беззарплатицы», доводивших до забастовок.

Первый шаг на этом пути был сделан в момент принятия решения исключить взаимозачеты по всем видам деятельности. Переход на денежные расчеты позволил не только отойти от убыточных бартерных операций, избавиться от посредников, но и сформировать в новых условиях ценовую политику на выпускаемую продукцию. Для успешного продвижения камских шин
на российском рынке в марте 1999 года был создан Торговый дом «Кама», активно занявшийся созданием собственной дилерской сети. Сегодня ею охвачены многие регионы России. Соответственно и денежная составляющая в расчетах за реализованную продукцию у шинников выросла в сравнении с 97-м годом в девять раз, достигнув 28-процентной отметки. Это позволило стабилизировать расчеты с бюджетами, фондами, поставщиками сырья, материалов, энергоресурсов, остановить рост кредиторской и дебиторской задолженностей, где счет шел уже на миллиарды, и пришлось включить механизм реструктуризации этих долгов.

И все же с учетом дальнейшего развития производства ситуация требовала более крупных финансовых вливаний, предполагавших поиск надежного стратегического партнера, поскольку отечественное автомобилестроение не стояло на месте, настаивая на обновлении ассортимента продукции. Без модернизации парка оборудования было не обойтись. По оценкам специалистов, для этого требовалось от 300 миллионов до 1 миллиарда долларов США.

В 1997 году ОАО «Нижнекамскшина» вместе со своими крупнейшими акционерами в лице Госкомимущества РТ и ЗАО «ИФК Солид» пытались привлечь иностранных инвесторов. Однако августовский кризис 1998 года разрушил все планы, заставив шинников заняться поиском стратегического инвестора в родном отечестве.

Именно тогда благодаря дальновидности и мудрости Президента Татарстана Минтимера Шаймиева было принято единственно правильное решение — определить стратегическим инвестором «Нижнекамскшины» компанию «Татнефть». Оно было закреплено на внеочередном собрании акционеров ОАО «Нижнекамскшина» с участием Премьер-министра РТ Рустама Минниханова, состоявшемся 21 июня 2000 года. Тогда был избран новый состав Совета директоров общества, который возглавил генеральный директор нефтяной компании Шафагат Тахаутдинов. Таким образом, самой судьбой нефтяникам было предначертано стать стратегическим партнером «Нижнекамскшины» и вплотную заняться ее финансовым оздоровлением. Тем более что малейшее промедление здесь было смерти подобно.

Укрепление шинного бизнеса

Как известно, в конце 90-х годов компания «Татнефть» взялась за построение вертикально интегрированной структуры хозяйствования, развитие новых видов деятельности. И поскольку нефтедобыча была усилена такими непрофильными видами деятельности, как нефтехимия, полимерное машиностроение и обслуживающими их снабженческо-сбытовыми подразделениями, то возникла необходимость объединения новых форм бизнеса в одних руках. Реализация функций стратегического развития нефтехимического крыла «Татнефти» была возложена на управляющую компанию «Татнефть-Нефтехим». Она образована 1 июля 2002 года, но начиная еще с марта 2000-го, под этим названием успешно функционировала созданная материнской компанией снабженческая служба. С созданием нефтехимического холдинга она была переименована в «Татнефть-Нефтехимснаб». Именно ей, взявшей на себя материально-техническое обеспечение всех предприятий холдинга, предстояло укрепить и «Нижнекамскшину». Для обеспечения безопасности шинного бизнеса «Татнефть» приобрела контрольные пакеты акций ряда технологически связанных между собой предприятий как в самом Нижнекамске (механический завод, завод техуглерода), так и далеко за его пределами («Ярославполимермаш», «Ефремовский завод СК»). Если НМЗ и «Ярполимермаш» были гарантом надежности работы всего оборудования «Нижнекамскшины», то тандем «Нижнекамсктехуглерод» — «ЕЗСК» обеспечивал бесперебойные поставки технического углерода и дивинильного каучука (кстати, последний нужен в производстве резины не меньше изопренового, поставляемого «Нижнекамскнефтехимом»).

Логическую завершенность всей этой цепочке придал Торговый дом «Кама», занимающийся реализацией шин крупнейшим автозаводам России, поставками за рубеж, на вторичный рынок. Также он успешно раскручивает одноименный бренд, узнаваемый уже не только в нашей стране, поскольку на него активно стала работать новая, перспективная продукция шинников, производство которой было освоено при финансовой поддержке нефтяников.

Самым первым проектом, в который компания «Татнефть» инвестировала 2,7 млрд. рублей, стало производство высокоэффективных легковых радиальных шин КАМА EURO мощностью 2 млн. штук в год с использованием ноу-хау известной итальянской фирмы Pirelli. Четыре автоматизированных сборочных комплекса, установленных на «д вухмиллионнике», ежесуточно производят около 5,5 тысячи штук шин. Кстати, эта производительность — в два-три раза выше, чем на традиционных сборочных участках «Нижнекамскшины». Да и общее количество работающих на КАМА EURO составляет всего 650 человек, тогда как в одном только сборочном цехе завода массовых шин насчитывается не менее 1,5 тысячи работников.

Далее ОАО»Татнефть" вложила 1,4 млрд. рублей в строительство подготовительного производства для «двухмиллионника» проектной мощностью 21 тыс. тонн высококачественных резиновых смесей в год. Его ввели в эксплуатацию в прошлом июле. Одновременно с реализацией этого проекта на заводе массовых шин ОАО «Нижнекамскшина» в рамках «Программы развития шинного производства на 2008−2010 годы» началась крупномасштабная модернизация легкового потока, предполагающая тиражирование технологии фирмы Pirelli на все легковые шины, выпускаемые заводом. Концепция этой программы одобрена инвестиционным комитетом ОАО «Татнефть», равно как, впрочем, и схема ее финансирования, где главенствующая роль опять же принадлежит материнской компании. Кстати, нефтяная компания инвестировала в шинное производство свыше 4 млрд. рублей, не считая, заметим, погашения старых долгов НКШ, доставшихся «Татнефти» в наследство. И если в 2001 году их было более 1 миллиарда рублей, то в 2002-м эта сумма снизилась вдвое. Примерно так же она уменьшилась в следующем году, а в 2004-м предприятию удалось выбраться из «долговой ямы» и выйти на режим рентабельности. Объем производства камских шин за минувшие семь лет возрос с 8,6 млн. до 12,4 млн. штук.

Перспективы развития

Поистине революционные преобразования нижнекамского шинного комплекса, проводимые сегодня «Татнефтью» совместно с управляющей компанией «Татнефть-Нефтехим», дают ощутимые результаты. Так, в минувшем году ОАО «Нижнекамскшина» произвело 12,4 млн. штук шин на сумму 6,2 млрд. рублей, заработав при этом 169 млн. рублей прибыли до налогообложения. Перевыполнив на 6,2% установленный план и превзойдя на 16,3% объем 2006 года, коллектив предприятия еще более укрепил позиции лидера шинной отрасли (на долю нижнекамцев приходится 32% общероссийского производства шин). И в начале текущего года шинники стартовали успешно — в первом квартале произведено продукции в объеме около 3 млн. штук, что на 7% больше аналогичного периода прошлого года.

Сегодня мы не намерены ограничивать себя достигнутыми объемами производства, поскольку наши возможности гораздо больше, — говорит исполнительный, он же генеральный директор ОАО «Нижнекамскшина» Радик Ильясов. — Не совсем устраивает нас и то, что среди мировых компаний мы занимаем сегодня пока лишь двадцатое место. Поэтому и стратегическое направление развития предприятия, и его инвестиционная программа нацелены на увеличение объемов производства высококачественной продукции на обоих наших заводах.

В ходе модернизации легкового потока завода массовых шин (ЗМШ) мы оснащаем его таким же высокоэффективным оборудованием, каким сегодня экипирован наш «двухмиллионник». Следовательно, такого же, как на нем, уровня качества будет и вся продукция, которую после модернизации будет выпускать завод. Причем за счет установки на тех же площадях более мощного оборудования объем ее производства к 2010 году мы планируем увеличить с проектных 8 миллионов шин в год до 10−12 миллионов штук.

На заводе грузовых шин все наши действия также направлены на улучшение качества и освоение новых видов продукции — бескамерных шин. С учетом того, что ОАО «КАМАЗ» собирается открыть новый завод по изготовлению колес, позволяющих устанавливать на них бескамерные шины, мы тоже заказали линию по их выпуску для автомобилей марок «ГАЗ», «Урал», «ЗиЛ», «КАМАЗ». Спрос на них, уверен, будет не ниже, чем на ЦМК-шины, поскольку бескамерные намного эффективней, удобней и легче в эксплуатации, чем шины с автокамерами.

Одновременно с этим сегодня мы работаем над тем, чтобы прочно занять свою нишу как на ведущих отечественных автозаводах, так и на предприятиях с иностранным капиталом, которые приходят на российский рынок. То есть мы вполне обоснованно претендуем на участие в комплектации нашими шинами как отечественных автомобилей, так и иномарок совместной сборки. Все необходимое для покорения новых высот у нас есть: хорошо отлаженная производственная база, сырье, энергетика, оборудование и, главное, — опытные, квалифицированные кадры. Поэтому мы будем двигаться вперед, выполняя одновременно большую работу по повышению эффективности производства шин, экологи
ческой безопасности и реализации социальных программ. Иного пути нет, — поставил точку Радик Ильясов.

Новости
11 Декабря 2024, 19:42

В Татарстане проведут капремонт 719 многоквартирных домов В 2025 году

Общая сумма затрат составит около 8 млрд рублей.

В 2025 году в Татарстане планируется провести капремонт 719 многоквартирных домов. На данный момент у 300 зданий уже провели обследования, в ходе которых определили необходимые работы. Об этом сообщил начальник Госжилинспекции РТ Александр Тыгин на пресс-конференции в «Татар-информ».

Общая сумма затрат на капремонт составит около 8 млрд рублей, точный размер бюджета еще уточняется. Предполагается, что 1,4 млрд рублей выделит республика, 4,9 млрд рублей составят средства собственников, а оставшуюся часть добавит муниципальный бюджет.

Ранее TatCenter писал, что в Татарстане завершили капремонт 734 из 749 многоквартирных жилых домов, запланированных на текущий год.

Тыгин Александр Васильевич

Начальник Государственной жилищной инспекции РТ - главный Государственный жилищный инспектор РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: