«Невидимые города» — документальный проект о повседневной жизни российских моногородов, созданный коллективом фотографов из Санкт-Петербурга, — представили накануне в казанской галерее современного искусства «Смена».
Оказалось, что города для проекта были выбраны случайно, а вот сами фотографы объединились специально по этому случаю.
«В основном, фотограф — скорее индивидуалист, чем работник коллектива. Мы всегда следуем каким-то своим правилам, разрабатываем собственные темы… Но практика показывает, — если ты хочешь быть услышанным, иногда лучше объединяться. Если ты хочешь разработать какую-то тему, показать ее с разных сторон и донести до публики — лучше работать сообща», — рассказала автор проекта Екатерина Толкачева.
Интересно, что проект «Невидимые города» сопровождается газетой — тексты помогают понять замысел авторов и служат своеобразным путеводителем по выставке.
«Сад-город», «Труба», «День металлурга», «Шахта», «Пять портретов» — каждая серия фотографий рассказывает свою историю.
Вот город Глазов — точнее, его окрестности, вот Буденновск, Карабаш… — все города, построенные вокруг заводов, похожи, но все-таки отличаются друг от друга.
«Города были выбраны по достаточно случайному принципу. То есть, не было единой логики для всего. Одни были просто ближе к Петербургу, туда было проще поехать. Другие — ближе к нашим историческим родинам, — пояснила Толкачева. — Сначала каждый из нас исследовал то, что ему ближе географически. Но потом мы поняли, что есть города, без которых проект попросту будет неполным».
Например, Байкальск, — там закрылся целлюлозно-бумажный комбинат, — интересно, чем город живет теперь? Или города в Мурманской области — за Полярным кругом, система жизни которых, вероятно, непонятна большинству жителей центральной части России? Или Буденновск, где в 1995 году террористы захватили больницу — в свое время история потрясла россиян, но никто не знает, что происходит там сегодня?
Листая газету, зрителю становится очевидно — порой, снимая какую-то среду, автор сам погружается в неё, заставляя посетителей выставки увидеть и понять ситуацию изнутри.
«Материал очень интересный, но воспринимать его нужно обязательно с текстом», — отмечает один из посетителей выставки.
Толкачева не отрицает и, более того, говорит, что все это сделано осознанно.
«Всегда, когда история делается из текста и фотографии, что-то становится первичным. У каждого зрителя это „что-то“ свое. И соблюсти баланс достаточно сложно».
В ближайших планах фотографов — Ленинградская область. Там команда собирается осуществить коллективную съемку одного из заводов с разных сторон и ракурсов. Не исключают авторы проекта, что необычные индустриальные кадры им предстоит поискать и в Татарстане.
«Я знаю, что в Татарстане есть моногорода. Нас туда еще никто не приглашал, сами мы пока не придумали, зачем туда ехать. Мы обязательно подумаем и, если какие-то интересные темы в республике есть, — с удовольствием их осветим».
Куда еще пойти в Казани? Афиша на выходные 28−30 марта.
Лилиана Набиуллина
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: