13 января сменяя друг друга, участники пикета пытались привлечь внимание общественности и власти все новыми лозунгами: «Нет памятника — нет проблем «, «Остановите уничтожение исторического облика Казани «. Дело в том, что в столице республики в прошедшие новогодние дни были снесены два памятника истории и культуры — номера купца Банарцева на улице Дзержинского и Дом Потехина на Чернышевского. Происходило это прямо на глазах туристических групп, чей маршрут пролегал по исторической части города.
Как заявила главный архитектор города Казани Татьяна Прокофьева, вышедшая к пикетчикам, ни одно историческое здание специально снесено не было, были даны разрешения на проведение аварийных работ, а здания разрушились сами по себе — от ветхости. Тем не менее, экскурсовод и член инициативной группа Олеся Балтусова была свидетелем того, как ковш экскаватора подрывал землю под стеной еще стоявшего строения.
Олеся Балтусова, казанский экскурсовод, член инициативной группа по спасению исторических памятников Казани:
— Горожане по личной инициативе вышли с лозунгами: «Остановите уничтожение исторического облика Казани». Я казанский экскурсовод и своими глазами в выходные дни видела, как разрушали дом Потехина и Номера Банарцева. Не стало также дома на улице Баумана, таким образом, здесь появилось место под расширение автостоянки отеля. А прямо сейчас на Театральной разбирают крышу дома — памятника, в котором когда-то находились редакции газет, в начале 20 века сюда приходил Маяковский, о чем свидетельствует памятная табличка на стене здания.
11 декабря 2010 года уже проводилась акция протеста — была совершена бесплатная экскурсия по историческим местам города, в которой приняло участие более ста горожан. Инициативной группой написано открытое письмо президенту Татарстана Рустаму Минниханову, министру культуры РТ Зиле Валеевой. Ответа пока нет, а процесс уничтожения исторических зданий продолжается.
Олеся Балтусова:
— Ответом стал круглый стол в НКЦ Казань, на который пришла главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева, представители минкульта, другие чиновники. Мы побеседовали, но каких-то конкретных изменений не последовало.
Искэндэр Ясавеев, преподаватель Казанского университета, член городской инициативной группы по восстановлению Дома Фукса:
— В Казани наблюдается такая тенденция. Счет уничтоженным памятникам идет на десятки. Город рискует потерять и дом Марждани. Со стороны властей создается лишь видимость диалога. На прошедшем круглом столе были даны обещания, что здания будут отреставрированы, но в итоге они оказались снесены. Я думаю, что дней через десять мы выйдем на массовый митинг.
Вскоре, один казанец, привлеченный акцией, даже сменил озябших пикетчиков. Ему, оказалось, проблема знакома «изнутри». Он является жильцом одного из домов, попадающих под охрану государства как исторический памятник.
Андрей Тукмаков, сопредседатель Комитета по защите прав собственников жилья в центре Казани:
— Мне кажется, все будет спущено «на тормозах». Это уже не первый случай в нашем городе. Были уже и судебные разбирательства, когда в результате махинаций памятники культуры теряли этот свой статус. Я проживаю в доме-памятнике на улице Большая Красная 58, у нас идет разрушение дома, и никакие меры власти, отвечающие за его сохранность, не принимают. Дому попросту дают развалиться, следующим этапом будет расселение жильцов, ну, а само здание, отрезанное от коммуникаций, нежилое, стремительно будет разрушаться.
Главный архитектор города Казани Татьяна Прокофьева заверила, что на двух памятниках, на которых сегодня ведутся работы, официально называются «работами по сохранению объектов культурного наследия».
— Как управление архитектуры, мы сейчас проводим большую работу с собственниками этих зданий. Вся наша деятельность направлена на то, чтобы сохранить всю историческую застройку в центре Казани. Снос не предполагался, наоборот, работы были направлены на сохранение этих зданий. Как нам доложили, во время проведения работ, стены начали рушиться.
В соответствии со статей 7 ФЗ «О собраниях,
митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года, место и время одиночного пикета не требуют согласования с органами исполнительной власти или местного самоуправления. Тем не менее, даже больше, чем общественность, этот пикет заинтересовал правоохранительные органы. Вскоре возле пикетчика собралось немало представителей в погонах, которые старательно записывали в блокноты имена и фамилии собравшихся, отгоняли от «одиночного пикетчика» на 5 метров остальных участников события. Впрочем, на этой акции инициативная группа останавливаться не собирается. Уже готовятся разрешительные документы на провидение массовой акции протеста.
Номера Банарцева представляли собой одну из немногих благоустроенных гостиниц в дооктябрьской России, построенную в 70-х гг. XIX в. Расположенные в относительно спокойном месте, на Черноозерской улице, номера Банарцева привлекали своей тишиной и благоустроенностью приезжающих в Казань писателей, артистов. Здесь дважды (в 1888 и 1895 гг.) останавливался Владимир Галактионович Короленко, бывший активным сотрудником газеты «Волжский вестник». В августе 1888 года в номерах Банарцева останавливался Глеб Иванович Успенский. При номерах имелась портняжная мастерская, где в 1906 г. работал Абрам Комлев — один из руководителей Казанского комитета РСДРП (б).
Дом Потехина, 30-е гг. XIX в., ул. Чернышевского 10/6
Был расположен на углу улиц Чернышевского (Гостинодворской) и Профсоюзной (Предтеченской) на подъеме из нижней части города в верхнюю.
Дом построен архитектором Фомой Ивановичем Петонди для казанского богача Потехина и являлся памятником архитектуры позднего классицизма в Казани. Некоторая сухость и дробность деталей свидетельствуют о начавшемся в эти годы процессе перелома стилевой направленности архитектуры классицизма.
* Из книги: Казань в памятниках истории и культуры. Казань: Татарское книжное издательство, 1982. С. 138−139, 108−109.
Необходимо также отметить, что вчера мэр Казани Ильсур Метшин провел оперативное совещание, участие в котором приняли прокурор города Ильдус Нафиков, главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева, начальник Управления архитектуры и градостроительства Владимир Фомин, сообщает kzn.ru.
По представленной главе города информации все снесенные здания были объектами республиканского значения и имели собственников, которые оформили все необходимые разрешения на ликвидацию зданий. Однако, как заявил Ильсур Метшин, «все, что происходит и находится на территории города, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, должно быть предметом нашего пристального внимания и постоянной работы». По мнению мэра города, прокуратура Казани обязана разобраться с юридической стороной вопроса и дать оценку случившемуся. (Собственниками снесенных зданий являются — дома Потехина (ул.Чернышевского, 10/6) и номеров Банарцева (ул.Дзержинского, 13) ООО МФК «Ершовский». Здание, располагавшееся по адресу: Островского, 37/5, принадлежит ООО «Стрела»).
Первоочередная задача, подчеркнул Мэр Казани, — добиваться восстановления исторического наследия в той мере, в которой это возможно в настоящий момент. Все частные собственники, имеющие права на здания, охраняемые государством, должны поступать в соответствии с взятыми на себя обязательствами, то есть восстанавливать здания, заниматься их сохранением и реконструкцией.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: