Правительство одобрило пенсионные законопроекты со спорными инициативами, обусловленными сложной экономической ситуацией.
Прежде всего, речь идет о продлении на год так называемой «заморозки» накопительной составляющей пенсионной системы: в 2016 году страховые взносы на накопительную пенсию будут направляться в распределительную систему.
Также в законопроектах прописывается на 2016 год недоиндексация пенсий — увеличение лишь на 4%, что при текущей инфляции будет означать существенное сокращение реального размера. Еще одно окончательное решение — отмена индексации пенсий для работающих пенсионеров.
Введение нового расчета трудовой пенсии по старости позволяет привести бюджет Пенсионного фонда России к балансу, а пенсии граждан к уравниванию их прав и усреднению выплат.
Распределение взносов в страховую пенсию в полном объеме экономит государству около 300 млрд рублей в 2016 году, в то же время правительство теряет только с этой суммы около 30 млрд рублей ежегодно на дополнительной индексации, а граждане не получат увеличенного размера пенсии по старости в ее реальном выражении.
Собираемость взносов растет по 5−6% в год за счет повышения зарплат работников и вывода из «тени» официально неработающих граждан (около 20 млн человек), чего явно недостаточно из-за пополнения количества пенсионеров примерно на 1,2 млн человек из поколения 60-х (очень многочисленное поколение) и отсутствия их замены (поколение 90-х в 300−400 тыс. не могут заполнить нишу).
К сожалению, из-за тактических решений ломается долгосрочная стратегия, которую затем придется выравнивать на порядок большими средствами и силами.
Но есть в реформировании пенсионной системы, на мой взгляд, и положительные моменты. К примеру, решение по накопительной трудовой пенсии было принято на самом верху, поэтому граждане могут спокойно констатировать факт, что ситуация с определяющим выбором управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда себя оправдала.
Система Агентства по страхованию вкладов для НПФ и ПФР работает с первыми, прошедшими проверку ЦБ РФ, негосударственными пенсионными фондами.
Потеря возможности создания двух полноценных частей пенсии уменьшит жизненный уровень на трудовой пенсии еще радикальнее, чем сейчас предлагают некоторые чиновники, и потребует ресурсов из других отраслей экономики.
Индексация пенсий на 4% и возможное повышение пенсий по инфляции во втором полугодии показывают, что денег на выполнение обязательств государства перед обществом уже не хватает. Это происходит по объективным причинам и будет продолжаться в течение следующих 15−18 лет — до смены поколений.
Даже при росте пенсий на полный размер инфляции у государства остается еще один вариант уменьшить нагрузку на ПФР — изменение стоимости пенсионных баллов в сторону уменьшения, для чего не нужно одобрение на уровне закона.
Номинальная стоимость страховых пенсионных баллов для расчета пенсии может быть любой, а вот стоимость баллов зависит от собираемости взносов и количества пенсионеров в стране.
Отмена индексации пенсий для работающих пенсионеров позволит серьезно сэкономить государству в 2016 году, однако потом большое количество ушедших «в тень» работников старшего поколения (зачем получать «белую» зарплату, если большая часть взносов уходит на покрытие дефицита бюджета) уменьшит собираемость взносов и налогов.
Это, полагаю, сведет на нет подобное решение и по принципу маятника (вспомним страховые взносы для ИП) будет вредным для бюджета.
Эксперт по пенсионным накоплениям,
инвестиционный консультант
Сергей Звенигородский
Специально для TatCenter.ru*
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: