На самом деле, проводить прямые параллели — значит оскорблять память этого государственного образования. В ГДР были политические институты, которые — пусть слабо и весьма своеобразным образом — все же ограничивали произвол власть имущих. Было довольно много поступков, которые лидер СЕПГ просто не мог себе позволить. Из всех коммунистических режимов нынешний российский похож разве что на Румынию, которая на излете эры Чаушеску деградировала до уровня примитивной диктатуры. Чаушеску было наплевать на Румынскую компартию — точно так же, как теперь Путину наплевать на «Единую Россию». Личная диктатура не терпит институтов.
Правда, в современной России, в отличие от тогдашней Румынии, нужно еще и собирать голоса на выборах. Спора нет, избиратели — в основном виртуальные, результаты пишем почти такие, какие хотим. Но есть две проблемы. Во-первых, есть еще чудаки, которые на эти «выборы» по-настоящему ходят. Более того, если бы никто не ходил, то это было бы заметно — с угрозой, что шоу утратит даже минимальную убедительность. Надо, чтобы пошли, и надо, чтобы процентов хоть 35 реально проголосовали за ЕР. Остальное, процентов до 60−65, допишут.
Однако сейчас, как показали мартовские выборы в регионах, даже такой результат нельзя счесть гарантированным. Мем «партия жуликов и воров» уже вышел за рамки узкой, политизированной интернет-аудитории и начал победное шествие по градам и весям большой России. Видимо, в президентской администрации признали, что остановить этот процесс невозможно.
Поэтому на думских выборах избирателю надо подсунуть не «Единую Россию», а что-то другое. Теперь где-то этак до октября россиянам будут вдалбливать, что в выборах участвует, на самом деле, не «Единая Россия», а «Народный фронт». Оставшиеся месяцы кампании будут потрачены на доказательство диалектического постулата, что «Единая Россия» и «Народный фронт» различны, но при этом — одно и то же, и галочку надо поставить именно напротив опостылевшего названия. Это, при всей видимой сложности и абсурдности, выполнимая техническая задача. Профессионалы уровня Эрнста не с таким справлялись.
Попутно удается извлечь из афедрона «Единой России» засидевшуюся там занозу — проблему идеологии. Вообще-то, ни к чему она «партии власти». Сам Путин хочет быть и правым, и левым одновременно, вообще не иметь идеологических ограничений на диапазон возможных действий. Но если партия, то, пожалуйста, идеологию на стол. А вот если народный фронт — вовсе не обязательно. Он, видите ли, объединяет всех людей, стремящихся укреплять нашу страну.
Из сказанного Путиным явствует, что к фронту, возможно, подстегнут даже пару фиктивных партий — вероятнее всего, «Патриотов России» и «Правое дело». Правда, есть препятствие: по закону, сейчас в список партии могут входить только члены этой партии и беспартийные, то есть для полномасштабной реализации проекта «патриотов» и «дельцов» пришлось бы распустить. Но, думаю, Сурков их пожалеет — ему ведь каждый из этих уродцев дорог, как родное дитя. Гораздо проще изменить законодательство. Практика показывает, что это можно сделать за пару недель.
Вопрос с остальными партиями решается просто. Если «Народный фронт» — для всех, кто за укрепление России, то остальные — все вместе и каждая по отдельности — для тех, кто против. Понятно, что КПРФ — закоренелые в своих ошибках, махровые сталинисты. Об этом поведают правозащитники, да и сам Геннадий Андреевич выложится на все сто. Об ЛДПР и говорить не стоит: в любой газете написано, что за нее голосуют только дураки. А если кто не верит, то, опять-таки, Владимир Вольфович не даст усомниться. «Яблоко» — понятное дело, безвольные и непрактичные, на содержании у олигархов. Пусть те олигархи давно под Читой и в Лондоне, но осадочек остался. Только со «Справедливой Россией» пока еще не решили, что сделать, но не сомневаюсь, что решение найдется.
Но это еще не все. Мало обругать оппонентов, надо еще и самим что-то сказать, а без идеологии это сложно. Конечно, текст «ехал путин через путин, видит путин: в реке путин, сунул путин в реку путин» будет исполнен по ТВ громогласным хором, но этого недостаточно. Надо какую-то изюминку. И вторая трудность: традиционные «единороссы», чиновники и успешные предприниматели, уж больно кондовы, двух слов связать не могут, а спортсменки, слава России, не оправдали надежд. Только
пусти их в Думу — они начнут заячьи ушки и козлиные рожки перед камерой показывать. Нужны люди с адекватной подготовкой.
И такие люди в России есть. Это общественники. Идея, конечно, не новая. До 2005 года общественники играли важную роль на выборах. Шмаковские профсоюзы, ветеранские и пенсионерские объединения и прочие подобные междусобойчики, профилированные по распилу бюджетных подачек и унаследованной у советских предшественников недвижимости, участвовали в выборах много, охотно и с выгодой для себя.
Идею Путина они встретили с энтузиазмом. Из пыльных шкафов полезли совсем уж забытые персонажи этого типа вроде Екатерины Лаховой, которая когда-то была главной женщиной России. Хочет снова. И действительно, теперь есть шанс. Сразу же зарегистрировали общественную организацию «Конгресс русских общин». Потому что есть ведь среди путинцев и патриоты, не только правые и левые, а талантливый Рогозин что-то засиделся в Брюсселе. В Думу его, конечно, если и пустят, то ненадолго (обожглись один раз). Снова сделают предложение, от которого Дмитрию Олеговичу будет трудно отказаться. Но кампанию отработает.
Не надо забывать и о том, что за годы раздачи грантов по линии федеральной и региональных общественных палат подросли новые кадры, молодые, голодные, а уж какие красноречивые — дух захватывает. Особенно в провинции. Очень даже профессионально будут рассказывать о реальных проблемах региона, а предупрежденные заранее чиновники — тоже «единороссы» — сразу же реагировать. Не то чтобы решать эти проблемы, но обещать решить. Как водится, с цифрами в руках. Перед выборами это дорогого стоит. А если нужны доказательства того, что все другие партии против укрепления России, то теперь, после многомиллионных затрат на Селигере, тоже нет проблемы. Есть прекрасные, половозрелые общественники, натасканные именно на это.
Конечно, в списке «Единой России» вся эта публика получит не больше четверти мест (так по закону положено), да и то непроходных, но зато сколько шума поднимется из-за того, что их туда вообще пустили. После думских выборов и после того, как «Народный фронт» торжественно объявит своим кандидатом Путина, их еще немного попользуют на президентской кампании, а потом забудут. В Думе так и останется «единороссовское» большинство, а Путин вновь обоснуется в кресле, бережно согретом послушным местоблюстителем. Все вернется на круги своя. Но веселье-то какое. На то они и выборы.
Григорий Голосов, Slon.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: