Актовый зал управления архитектуры и градостроительства Казани начал заполняться задолго до начала публичных слушаний по проекту планировки старого русла Казанки и Адмиралтейской слободы. Около стены, где размещались стенды со схемами, казанцы активно обсуждали, что ждет район. «А что с этими развалинами будет?», «Вот эта красная линия прямо через наши гаражи проходит» — местные жители снимали рисунки на мобильные и обсуждали, что же нарисовано на схеме.
107 человек под микрофонопроверяющие «Раз! Раз!» усаживались на места, а начальник управления Владимир Фомин, подметивший малое количество слушателей, представил разработчиков проекта планировки и представителей «Казгражданпроекта», главу Кировского и Московского района Дамира Фаттахова, а также не сказавших ни слова за время слушаний замруководителя исполкома по социальным вопросам Лейлу Фазлееву и главного архитектора Казани Татьяну Прокофьеву.
Первым к микрофону подошла представительница разработчиков Талия Мухаметшина. По её словам, особенностями района являются близость к центру города, наличие старого русла Казанки, а также историческое наследие, деловые и производственные зоны, а также 18\% площади неиспользованных земель.
Среди характерных особенностей данной территории Мухаметшина выделила сильно загрязненное старое русло Казанки, которое может привести к повышению уровня грунтовых вод; неразвитую транспортную инфраструктуру; невозможность использовать воду в рекреационных целях; неиспользование исторического потенциала; социальную нагрузку; изношенную инженерную часть.
Талия Мухаметшина заявила, что при любых обстоятельствах градостроительство начнется лишь после того, как будет очищено русло Казанки. В районе будет проведена выборочная реконструкция домов, снос ветхого жилья, застройка пяти- семиэтажными домами, что позволит увеличить население района на треть, до 130 тыс. человек.
Новые дома планируется строить на территории «Сантехприбора», вертолетного и подшипникого заводов «после прекращения их деятельности», а общие объемы вводимого жилья составят 137 тыс. кв.м. Также при реализации проекта будут облегчена нагрузка на социальные объекты района — детсады, школы, больницы
Одним из приоритетом выступающая назвала развитие рекреационной зоны после очищения русла Казанки и представила «зеленую зону», которую необходимо очистить от коммунальных-складских зон и гаражных комплексов. В рамках проекта предусматривается перекладка всех водоводов, масштабное восстановление инженерной структуры и очистка всех «ливневок».
На въезде в район из центра Казани разработчики предлагают построить эстакаду. Также запланировано строительство магистралей общегородского значения вдоль железнодорожной трассы, а также магистралей поперек слободы. «В пределах поволжской акватории предусматривается платная дорога, поэтому предусматривается связь с этой платной дорогой с районом», обмолвилась Мухаметшина.
Проект размещен на сайте управления архитектуры и градостроительства Казани.
Заведующий кафедрой градоустройства КГАСУ Александр Дембич, который ранее презентовал президенту Татарстана концепцию развития района отметил, что территория размещена в очень благоприятном месте и, в целом, был согласен с представленным проектом. Однако он отметил, что количество вводимого жилья может быть в два раза больше — 300 тыс. кв.м.
Также он обратил внимание, что у города имеются большие рекреационные возможности благодаря пятикилометровой береговой линии Волги, а парковая зона в 80 га должна быть единой, а не разделенной дорогами. «У собственников на данной территории есть готовность размещать развлекательные объекты», — добавил Дембич.
Кроме того, он внес замечания по транспортной инфраструктуре: «Мы не можем напрямую связать акватории Волги и Казанки из-за большой разницы в отметках, но сделать эту воду проточной и связать это единым водным массивом — это возможно благодаря установке насосов».
После выступления двух основных докладчиков из зала пошли вопросы, однако Фомин сказал, что их можно задать после выступления всех 14 докладчиков. «Мы забудем, что говорили первые!» — возмутился зал. Однако начальник управления предоставил слово записавшимся выступающим, у которых, впрочем, были не выступления, а вопросы. После небольшого повышения градуса публичных слушаний микрофон взял в свои руки представитель ГСК «Сервистранс», который оказался согласен с мнением проектировщиков, но отметил излишнюю привязанность к руслу Казанки:
«Чем старое русло Казанки вас прельщает? Вот с детства мы её звали „тухлой Казанкой“. Начиная от насосной, всегда воняет. Как вы будете её чистить, если с 55-го года все стекает в канализацию? Такой сток здесь, метров десять, наверное, здесь, извините за выражение, г***а. Сколько средств на это уйдет? Здесь вы хотите парк делать. Не проще ли засыпать все это? Старое русло никому не нужно.»
Представитель инвестиционной группы компаний ASG Тимур Давыдов рассказал о том, что часть торгового комплекса «Адмирал» и котельные попадают в «красную линию» — под изъятие под дорогу. По его словам, в углу здания также находится котельная, а конструктивная схема не позволяет разобрать ТК по частям.
Когда публика уже слегка начала уставать от детальных замечаний по проекту, к микрофону подошла журналист Юлия Файхрахманова, прямо заявившая, что ущерб проекта для экологии превышает пользу
«Знаете, у фронтовых врачей есть такое правило: спасать надо того пациента, которого можно спасти. Если говорить о старом русле Казанки, там, действительно, ситуация очень неблагоприятная. При этом разработчики обошли такой момент. В документе говорится, что на берегу Волги будет производится отсыпка территорий для создания дамбы якобы для того, что бы ибежать подтоплений. Что мы получаем? Формирование закованной в бетон водной территории, которая заходит за рамки прибрежных зон. Часть Волги у нас уйдет под засыпку, как это было между «Миллениумом» и Молодежным центром.
И второй момент, очень важный — вот этот уходящий в воду намыв с мостом. Он выступает в качестве перспективного объекта для новой дороги, которая должна пройти по волжским островам. Проект автодороги ещё не утвержден, он был представлен как один из возможных, тем не менее, в данный проект уже закладывается ответвление от автодороги. Производилась ли экологическая оценка? Я не уверена.
Мы не можем говорить об автодороге, которая пройдет по волжским островам, которая фактически перечеркнет доступ к воде всех дачников. Все это продолжается до Займищ. Если говорить о конкретном предложении, которое я прошу внести в протокол, это исключить строительство дамбы и моста с выводом к проектируемой дороге по волжским островам и осушение прибрежной территории, которое создает неблагоприятную экологическую обстановку".
«Мы уже теряем Казанку, мы начинаем терять Волгу», — добавила Файзрахманова и предоставила микрофон следующему выступающему под аплодисменты публики.
Следующие ораторы напомнили о историческом наследии Адмиралтейской слободы, которая начинается не с Петра Первого, а гораздо раньше, ещё с деревни лесорубов «Биш Балта» (пять топоров). «Прошу учесть историческое название района — Биш Балта», — предложил вернуть татарское название оратор. Среди других предложений выступающих — убрать снегоплавильные станции за ненадобностью, при создании парка построить велосипедные дорожки и создать филиал зоопарка, а Рамиля Ахметзянова предложила в рамках обсуждения проекта вспомнить про ВСМ и присмотреться к северной трассе магистрали. Она предложила продлить ветку аэроэкспресса до этой трассы, причем в одном из предложенных ей вариантов — прохождение аэроэкспресса через пороховой завод.
Стоит отметить, что многие выступающие были отлично подготовлены к слушаниям — многие имели качественную развертку карт, схем, а некоторые вовсе сняли видео. Владимир Гордеев, комментировавший ролик с улиц Военная, Брюсова и других южных улиц района, был категорически не согласен с защитниками экологии, аргументировал кадрами затопленных домов надобность отсыпки берега Волги.
Одна из самых рьяных защитников экологии Казани — Наиля Биктимирова, чуть не осталась за бортом выступающих из-за проблем с заявкой на выступление, однако Фомин предоставил ей слово. Которым она, безусловно, с лихвой воспользовалась:
«Я хочу начать выступление с выражения недоумения в связи с тем, что я специально пришла в управление, чтобы ознакомиться с проектом планировки. Я была в отделе генплана и задавала вопрос «Куда идет этот отросток дороги с Адмиралтейской слободы?». Мне сказали, что это мост через Волгу, который соединит Адмиралтейскую слободу с Верхнеуслонским районом. Поэтому я очень удивлена, почему начальник отдела генплана представляет неверную информацию жителям города.
Согласно градостроительному законодательству, проект планировки принимается у нас в развитии документов территориального планирования. В частности, в развитии генерального плана. Вы где-нибудь видите на этом генеральном плане дорогу, которая бы шла от речного порта по волжским островам?
Я надеюсь, позже нам ответят, почему в нарушении действующего генерального плана уже кем-то принята, утверждена дорога по волжским островам, к которой в рамках данного проекта планировки заложен съезд. Если проект дороги не утвержден, объясните, почему к ней заложен съезд.
Месяц назад министр транспорта Ленар Сафин говорил о двух вариантах южного обхода города — дорога по волжским островам и дорога, которая соединит Верхнеуслонский и Лаишевский раойны. В схеме районов дорога с мостом заложена. Если одна дорога уже заложена, то с чего взялась другая дорога по волжским островам, которой нигде нет, но всплывает в проекте планировки? По доверенности от Российского экологического союза я считаю, что данный проект разработан с нарушением градостроительного законодательства, не соответствует генеральному плану Казани и схеме территориального планирования Татарстана".
И вновь аплодисменты.
После выступления Биктимировой Фомин перешел к вопросам публики, последний из которых задавала уже выступавшая Юлия Файзрахманова, которая проверила, не уходит ли дорога из слободы на север в Лебяжье, однако ей сразу ответили — «до Лебяжьего еще очень далеко». Также Файзрахманова отметила, что прибрежная застройка — нарушение законодательства, и привела в пример прецедент — снесенный дом Аллы Пугачевой в Подмосковье.
«Когда мы слышим слова „засыпка“, „намыв“, мы слышим эти слова, а думаем „Зиганшин“. Эта фамилия никому ни о чем не говорит, да? (аплодисменты)», — намекала на причастность руководителя ПСО «Казань» выступавшая.
После выступающих слово взял Дамир Фаттахов, который рассчитывал на большее количество пришедших и сказал, что «мы переживаем так же, как и вы».
«Пока ещё никто ничего не сделал, этот только проект. Пока все для того, чтобы вместе с вами обсудить».
Илья Иванов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: