2 августа российский президент сделал новый неожиданный прогноз относительно выборов в 2012 году. «Не знаю, что будет в 2012 году, не знаю, кто будет баллотироваться. Это может быть Медведев, может быть Путин, а может быть кто-то третий», — заявил Медведев, отвечая на вопросы журналистов.
«В любом случае обязательно об этом думать», — добавил он. «Нужно дать стране стабильно развиваться, страна должна жить по предсказуемому сценарию», — принялся объяснять российский президент. «Об этом думал и Путин, думаю и я, и должен думать тот человек, который придет после меня», — еще раз добавил интриги Медведев. Российский лидер дал понять, что не хотел бы участвовать в выборах одновременно с Путиным. «Не хотелось бы, чтобы внутри близких сил развернулась борьба, это будет плохо для страны», — сказал Медведев, отвечая на вопрос, будет ли он конкурировать во время предвыборной кампании с нынешним премьер-министром.
И Медведеву, и премьеру Путину приходилось уже неоднократно отвечать на вопросы о следующем президентском сроке, но до сих пор оба говорили в основном о том, что накануне выборов сумеют договориться, кто из них двоих пойдет на новый, уже шестилетний срок. Оба не исключали своего участия, но при этом ничего не говорили о возможном появлении третьего кандидата от правящей группы.
Версия о третьем варианте преемника, хотя и обсуждается в неформальных беседах в политических кругах и даже стала темой экспертных докладов, до сих пор популярностью не пользовалась. Независимый политолог Дмитрий Орешкин отмечает, что такими заявлениями Медведев сознательно добавляет интриги.
«Возможно, это сделано для того, чтобы сохранить общественный интерес граждан к теме выборов, добавить неясности. Ведь, как только станет ясно, кто идет на выборы, политическая жизнь будет закончена и бюрократия перестроится под кого-то одного», — сказал Орешкин «Газете.Ru».
По его мнению, если действительно пойдет кто-то третий — это будет чисто подставная фигура, местоблюститель. «Вертикаль — это такой механизм, который не допускает ярких людей рядом с действующим лидером. Ну, кто может пойти на выборы? Миронов? Грызлов? Чуров? Анна Чепмен?» — иронизирует политолог. Медведев чисто на риторическом уровне дает понять, что существует какая-то политическая жизнь и конкуренция, считает Орешкин. «В нормальной условиях такого и говорить не надо было бы, а такая формулировка — выражение той ситуации, которая сложилась наверху», — заключил он.
Сейчас социологи спрашивают россиян только о гипотетическом участии в выборах Медведева, Путина и традиционных участников российской политики, вариант третьего кандидата от Кремля не рассматривается. Так, согласно последнему опросу Левада-центра, проведенному 23−26 июля, 27% сказали, что проголосовали бы за Путина, если бы выборы прошли в ближайшее воскресенье, 20% в таком же случае выбрали Медведева.
Таким образом, президентские выборы при наличии в списках кандидатов президента и премьера могли бы пройти в два тура, в первом из которых с небольшим преимуществом победил бы Путин.
У других известных политиков шансов на выборах не было бы: ближайший преследователь тандема — лидер КПРФ Геннадий Зюганов — набирает 4%. 45% либо не знают, за кого стали бы голосовать (23%), либо еще не знают, стали бы голосовать (12%) или не стали бы голосовать вообще (10%).
В то же время за срок президентства Медведева все больше россиян стали верить в его самостоятельность. С марта этого года количество граждан, считающих Медведева самостоятельным политиком, возросло более чем на треть — с 22% до 36%, выяснили социологи Левада-центра. В марте 2009 года, через год после избрания Медведева президентом, в его самостоятельность верил лишь каждый пятый опрошенный — 19%. Доля граждан, полагающих, что Медведев постепенно меняет политический курс в стране, с декабря 2007 года почти удвоилась, но все еще незначительна: сейчас она 15%, а в конце 2007 года была 8%.
Фото с сайта Газета.ru.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: