19 сентября напротив здания следственного комитета Татарстана прошел пикет по так называемому «делу ласточки» — он связан с ходом рассмотрения уголовного дела о смерти заместителя директора Казанского техникума железнодорожного транспорта Павла Дроздова. Организаторами мероприятия выступили «Общественное мнение» и «Казанский гражданский союз».
Напомним, Павел Дроздов (отец четверых детей) был задержан в феврале 2012 года за поломку мебели в кафе в нетрезвом виде. Его доставили в отдел полиции «Юдино», где за агрессивное поведение закрыли в наручники. Позже врачи констатировали смерть от панкреонекроза, который не мог быть вызван обнаруженными кровоподтеками. Было возбуждено дело по факту гибели Дроздова, однако в августе этого года дело было закрыто. По мнению следователей, связывание брючными ремнями и веревками ног и их подтягивание к рукам не могло стать причиной поражения поджелудочной железы и смерти заместителя директора Казанского техникума железнодорожного транспорта. Вдобавок следователи пришли к выводу, что удар полицейского ногой в правый бок задержанного мужчины имел «расслабляющий характер».
Казанские правозащитники просили председателя следкома России Александра Бастрыкина отменить постановление о прекращении дела, ссылаясь на одностороннее ведение расследования. 12 сентября, накануне приезда Бастрыкина (который так и не прибыл в Казань) постановление о прекращении дело было отменено.
Один из организаторов пикета Сергей Овинников рассказал про причины народного схода:
«Причиной организации этого пикета послужило то, что следственный комитет и прокуратура просто тихо, молча, сделали вид, что ничего не произошло. Я объясню всю ужасность ситуации. Полицейские решили вас забрать в отдел полиции. Они вас забирают и могут пытать, избивать и делать что угодно, а следственный комитет скажет — полицейских вынудили применить силу. Как так можно? Все они проходили переаттестацию, они все психологами должны быть. Как он их вынудил? И что это значит? Он был в наручниках, они его ещё связали… Все это настолько взаимосвязано, коррумпировано. Кто за это должен отвечать? Самый главный следователь республики Татарстан, прокурор республики. Они должны на это реагировать, а не пускать все на самотек».
Всего на пикет было заявлено до 50 человек, но на деле оказалось на порядок меньше. Однако и небольшое количество участников смогло создать много «шума» — так, представитель исполкома попросил барабанщика прекратить игру. Но музыкант по началу отказался выполнить требования муниципального работника, ссылаясь на закон — «Вот скажите мне, на гитаре играть можно? На свирели можно, на гитаре можно, а на барабане — нельзя?».
Несмотря на долгие споры, барабан был убран, а тем временем на сайте Следственного управления Следственного комитета России по Татарстану было опубликовано сообщение ведомства «О ходе расследования уголовного дела по факту смерти Дроздова». В нем говорится о том, что ход расследования взят под личный контроль руководителя ведомства Павла Николаева — того самого, кого пикетчики просили переаттестовать.
Кроме того, есть два знаменательных факта. Один из них — упоминание о «создании нездорового ажиотажа вокруг расследования уголовного дела», которое «рассматривается следствием как попытка дискредитировать и дестабилизировать работу следственных органов». Второе — время публикации — 12:29 четверга, но в это время ни корреспондентами TatCenter.ru, ни другими СМИ сообщение не было обнаружено. Получить оперативные комментарии пресс-службы следственного комитета по этому поводу не удалось.
Напомним, более года назад уголовное дело по факту гибели Дроздова возбуждено не было. Однако новый импульс инциденту придала видеозапись, на которой была зафиксирована пытка «ласточка».
Пикет, начавшийся в 17:00, проходил менее часа — после публикации сообщения плакаты были убраны. По словам Серге
я Овинникова, цель достигнута.
«Надо контролировать весь процесс. Я думаю и надеюсь, что они поняли свою ошибку. Надо понимать, что оправдывать убийства — нельзя. Люди несут ответственность даже (за убийства — ред.) по неосторожности, а здесь были настоящие пытки — методы фашистской Германии. Мне кажется, Гитлер просто мечтал о таких полицейских, которые есть в России».
Казанский активист Искандер Ясавеев, который также присутствовал на пикете, поделился своими впечатлениями:
«Я считаю, что если бы было просто молчание, если бы не было никаких шагов со стороны журналистов, правозащитников, то уголовные дела бы закрывались и со временем все постепенно уходило в песок. Одним пикетом ситуации не изменить, но вот таким выражением своей позиции это имеет смысл. Мое поверхностное мнение — такие системы, как силовые структуры, в частности, правоохранительные органы традиционно тяготеют к закрытости, существует принцип „своих не сдаем“. Это всегда работает против. Уровень возмущения растет. Помните, несколько лет назад огромные средства затрачивались на создание позитивного образа МВД? Сейчас понятно, что все это впустую — один случай в „Дальнем“ все перечеркнул. Похоже, люди не делают выводов, не учатся на своих ошибках. Очень сложно прогнозировать, но тема полицейского насилия будет оставаться в фокусе внимания».
Илья Иванов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: