Последний месяц зимы в культурной жизни города — насыщенное время.
Возможно, в этом — отголосок старинной традиции зимнего сезона балов и великосветских развлечений, которые проводились в России в период от Рождества до Масленицы. Ну и вправду, чем еще занять себя холодными, ветреными, промозглыми и скользкими февральскими вечерами? Конечно, идти в театр или концертный зал!
Опера
В театре оперы и балета имени М. Джалиля 1 февраля начался Шаляпинский фестиваль. Старейший оперный форум России проходит на родине Шаляпина в 34-й раз и традиционно собирает прекрасных вокалистов и дирижеров из России, Европы и США.
Фестиваль стартовал премьерой оперы «Трубадур» в постановке Ефима Майзеля, и в ближайшие три недели подарит еще немало ярких событий. Среди того, что нужно обязательно постараться увидеть — прекрасные постановки «большого стиля» — «Турандот» (9 февраля) и «Риголетто» (10 февраля), классика жанра — «Борис Годунов» в день рождения Федора Ивановича (13 февраля), хиты на все времена «Травиата» (7 февраля) и «Аида» (12 февраля).
Особым событием, безусловно, станет показ спектакля «Dona nobis pacem» («Даруй на мир») на музыку Мессы си минор И.С.Баха в постановке выдающегося танцовщика и хореографа, народного артиста СССР Владимира Васильева (6 февраля). Кроссжанровый спектакль (здесь в равной мере задействованы солисты оперы и балета, огромна роль хора и оркестра, которые располагаются прямо на сцене, важны для понимания замысла автора также визуальные составляющие — «космические» видеопроекции, основанные на рисунках Светланы Богатырь) — это исповедь большого художника, прожившего большую (во всех смыслах) жизнь. Это рассказ о человеке и его пути, это попытка осознать значение индивидуума в масштабе мироздания (а есть ли вообще смысл в жизни человека с точки зрения развития Вселенной?), это призыв к миру («Даруй на мир!») и самосовершенствованию.
Еще одно событие, которого лично я жду с большим любопытством, это совместный концерт двух звезд современной классической музыки — молодой певицы, покорившей сцены Метрополитен Опера, Ла Скала и Ковент Гарден, Альбины Шагимуратовой и выдающегося пианиста Бориса Березовского. Когда для совместного творчества встречаются две действительно большие величины в искусстве — это не может быть заурядным, это событие! В программе анонсированы камерные произведения Рахманинова и Римского-Корсакова.
Не сомневаюсь, что интересным станет и заключительный концерт молодых голосов Большого театра России, который готовит самый известный вокальный педагог России, руководитель Молодежной программы главного театра страны Дмитрий Вдовин. Из-под его крыла уже «вылетели» солисты, блистающие сегодня на ведущих сценах мира, — Дмитрий Корчак, Василий Ладюк, Екатерина Сюрина, Альбина Шагимуратова… На заключительный гала в Казань приедут Оксана Волкова, Ульяна Алексюк и другие звезды из будущего.
Театр
5, 6 и 19 февраля в театре им. Г.Камала — премьера спектакля «Дон Жуан» по пьесе Мольера в постановке Фарида Бикчантаева.
Браться за «вековые образы» — Дон Кихота, Гамлета, Фауста, Отелло или нашего неутомимого обольстителя Дон Жуана — с одной стороны, интересно, с другой — очень рискованно. За каждым персонажем стоит круг человеческих проблем, страстей или фобий, и эти образы не потеряют своей значимости до тех пор, пока обществом эти проблемы не будут до конца разрешены. Сложность воплощения «вечных образов» в том, что постановщикам нужно, оставаясь в классическом тексте, задать теме современный посыл: понятно, что поступки в пику общественной морали в XVII и XXI столетиях — это так сказать, разные вещи. Да и вообще, «о любвеобильности» ли будет камаловский «Дон Жуан»? Узнаем на спектакле!
Еще один «Дон Жуан» — в театре им. В.Качалова (13 и 24 февраля).
Премьера спектакля в постановке петербургского режиссера Григория Дитятковского состоялась под занавес 2015 года. Лично я не успела посмотреть эту работу, поэтому рада шансу увидеть сразу две разных интерпретации.
Кстати, это довольно редкий случай для нашего города с его семью государственными театрами, когда два ведущих коллектива обращ
аются к одному и тому же названию — чаще соблюдается какой-то негласный паритет по формированию репертуара.
В театре юного зрителя 16 и 25 февраля — спектакль-коллаж «Война глазами детей. Фрагменты».
Международный проект, поставленный в год 70-летия Великой Победы, представляет собой поток воспоминаний подростков из СССР и Германии: текст пьесы основан на документах эпохи, письмах детей на фронт, личных дневниках… Для тех, кто не успел посетить премьеру, прошедшую всего несколько раз в прошлом году, — это отличный шанс прочувствовать «необычный драматический» театр.
Музыка
3 февраля стартует новый проект Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан — фестиваль татарской музыки имени Назиба Жиганова.
Почему это интересно? Потому что татарская профессиональная музыка — это не совсем то, что крутят по телеканалу «Майдан». Это национальные интонации, «вплавленные» в европейскую классическую гармонию и фактуру, это профессиональный музыкальный язык и композиторское осмысление реальности и нашего недавнего прошлого.
Уверена, что о концептуальной составляющей произведений блестяще расскажет ведущий проекта, профессор Вадим Дулат-Алеев — глубокий мыслитель и ученый, знаток татарской композиторской музыки. Из трех концертов фестиваля отдаю предпочтение вечеру 6 февраля, в программе которого прозвучит замечательный фортепианный концерт «татарского Шопена» Рустема Яхина в исполнении Рэма Урасина и оркестра под управлением Рустема Абязова.
14 февраля в Казанской Ратуше состоится третий концерт фестиваля «Hotel de ville».
В День всех влюбленных в столице выступит известная певица, финалистка шоу «Голос» на Первом канале Мариам Мерабова и группа «MIRAIF» (Москва). Ее глубокий, мощный, бархатный голос, огромный сценический опыт (от сотрудничества с корифеями мировой джазовой сцены до преподавания в школе вокала Аллы Пугачевой, от совместных проектов с Николаем Носковым и Сосо Павлиашвили до триумфальных выступлений на Евровидении с Димой Биланой, Дмитрием Колдуном и Ани Лорак), обаяние и артистическая харизма, прекрасное владение разными стилями (фьюжн, фанк, блюз) — все обещает сделать воскресный Валентинов день совершенно незабываемым. Ну, а добавят романтики происходящему изысканные интерьеры одного из самых красивых старинных зданий нашего города — бывшего Дворянского собрания.
Еще одно февральское музыкальное событие, которое привлекло мое внимание, — премьера оперы «Береника» молодого казанского композитора Ляйсан Абдуллиной, ученицы Эльмира Низамова.
Премьера сочинения по рассказу Эдгара По состоится 26 февраля в Малом зале Казанской консерватории. Сюжет мистической истории о странной истерической любви кузенов Береники и Эгея воплотят музыканты камерного оркестра под руководством Евгения Сакмарова и молодые вокалисты Диляра Хайретдинова и Евгений Стебунов. В анонсе к спектаклю указывается, что трагедия героев — в потере реальности ими обоими, и задается справедливый вопрос — что страшнее — болезнь духовная (психическая) или физическая?
Образец современной авангардной оперы, написанной 23-летней девушкой из Татарстана на сюжет одного из самых загадочных авторов XIX века, — мне кажется, интриги здесь достаточно для того, чтобы идти и смотреть!
Словом, «культурно обогащаться» — девиз нынешнего февраля, и давайте ему последуем!
завлит театра оперы и балета им. М.Джалиля,
пресс-менеджер ряда культурных проектов
Жанна Мельникова
Специально для TatCenter.ru*
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: