Ключевой темой форума в этом году станет обсуждение новой архитектуры мировой экономики и перспектив развития финансовой индустрии стран ОИС в регионах РФ. Традиционно большинство мероприятий саммита так или иначе поднимают тему развития сотрудничества России и исламских стран, привлечения исламских инвестиций в РФ и перспектив развития системы исламского банкинга в нашей стране.
Главной целью форума является попытка интегрировать отчасти Россию в экономику исламского типа.
Кроме того, есть цель определить возможности взаимодействия между традиционными финансово-экономическими институтами, которые функционируют в нашей стране в рамках общеевропейских традиций, и институтами, действующими в странах Ближнего Востока, Юговосточной Азии, построенными на иных финансово-экономических принципах.
К сожалению, в современных реалиях это сделать достаточно сложно в силу исходных противоречий между двумя системами.
Именно поиск путей обхода или устранения подобных несостыковок и дает пищу для размышлений и обсуждения в рамках KazanSummit.
Прежде всего, безусловно, нас интересует решение вопросов, связанных с возможностью использования в рамках российского законодательства тех инструментов, которые применяются в исламском типе экономического устройства.
Как известно, сектор исламского финансирования сегодня является самым быстрорастущим в мире, набирающим ежегодно 15−20\% роста. По данным МВФ, исламский банкинг практикуют более 400 финансовых институтов мира. А статистика Исламского банка развития за последние 15 лет указывает на среднегодовой 15-процентный прирост исламских финансовых активов, общий объем которых к концу 2015 года вплотную приблизился к знаковому рубежу в 3 трлн долларов США.
Популярность исламского банкинга объясняет и факт, что в период мирового финансового кризиса классические банки терпели поражение, а исламские — практически не пострадали.
Давайте порассуждаем, что может дать включение принципов исламского финансирования в отечественную действительность российской экономике?
В первую очередь, это даст возможность российским банкам и компаниям выйти на финансовые рынки соответствующих стран, которые на сегодняшний день для них закрыты. Особенно это актуально на фоне недоступности западных банковских систем для РФ из-за санкций.
Вторым значимым результатом начала работы в рамках исламской финансово-экономической системы могло бы стать вовлечение в легальный финансовый оборот части ресурсов, которые имеются внутри страны, но по идеологическим соображениям их держателей не могут быть вовлечены в операции традиционного характера. Исламский банкинг позволил бы более полноценно использовать внутренние ресурсы населения.
Если же говорить о перспективах развития и оценивать сроки, в которые можно было бы поставить систему исламского финансирования в России на надежные рельсы, то очевидно, что здесь все зависит от того, насколько эффективно будут решаться вопросы юридического характера.
К слову, решить в этой области предстоит немало проблем. Сегодня в рамках действующего в РФ законодательства исламский банкинг не может полноценно развиваться.
Национальное финансовое законодательство предусматривает несколько базовых вещей. Оно дает четкое описание финансовых инструментов, которые могут быть использованы в стране, операций, которые могут проводиться при помощи этих инструментов, и порядок осуществления этих операций, а также требований к субъектам, осуществляющим эти операции. Этих элементов под специфические исламские инструменты в России нет. И на данный момент в действующее законодательство вписать их практически невозможно.
К примеру, в России есть понятие «облигация», а также описаны правила ее использования. Но мы не можем в российское законодательство уже сегодня включить понятие облигации-сукук в исламском представлении. Дело в том, что в самом определении облигации, которое есть в нашем законодательстве, написано, что облигация предполагает выплату фиксированного процента, и обойти эту норму мы не можем. Шариат же запрещает ростовщичество, и по этой причине в исламской экономической системе облигации с фиксированной доходностью недопустимы. Точно также мы не можем ее обойти и в том, что касается кредитов и депозитов.
Пока в законодательстве не будет описания инструментов и операций, построенных на иных основах, дело будет стоять на месте.
Помимо законодательных трудностей, есть и другие препятствия на пути привлечения и удержания исламских инвестиций. Например, возникает множество вопросов идеологического характера.
Дело в том, что исламский банкинг предполагает использование финансовых инструментов в достижении лишь тех целей, которые соответствуют канонам ислама.
Какое ведомство должно быть создано для этих целей в России или на какую организацию из существующих могут быть возложены эти обязанности? Кто в принципе имеет право проводить подобную экспертизу и оценку в том, что касается финансовых операций? Вопросы насущные, достаточно значимые и… открытые.
Учитывая вышесказанное, полагаю, что исламский банкинг в российских реалиях никогда не сможет стать универсальным инструментом. Подчеркну, универсальным.
Завкафедрой ценных бумаг, биржевого дела и страхования КФУ
д.э.н. Игорь Кох
специально для TatCenter.ru*
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: