Новости
26 Февраля 2013, 10:13

«Глухой телефон» Камского инвестиционного форума

«Услышать бизнес» на Камском инвестиционном форуме попыталось Агентство инвестиционного развития Татарстана. Как выяснилось, даже представители крупного бизнеса Татарстана не до конца понимают, чем занимается эта государственная структура и зачем в республике проводятся инвестиционные форумы. Пообещав создать «равные условия» для внешних и внутренних инвесторов, на форуме сослались на недоработки муниципальных властей и нехватку рабочих рук в агентстве.

На Камском инвестиционном форуме в Набережных Челнах планировалось представить инвесторам возможности Камского инновационного производственного кластера инвесторам. Открывая пленарное заседание, глава АИР РТ Линар Якупов спрашивал: всегда ли государство правильно инвестирует в инфраструктуру, слышим ли мы бизнес, когда инвестиции исчисляются не миллионами, а миллиардами рублей?

Предприниматели весьма жестко ответили — «нет». Наиболее крупные представители бизнеса, как оказалось, не понимают, зачем собираются такие форумы, и живут «параллельной» жизнью с нерешаемыми проблемами.

Генеральный директор ЗАО «Расстал» Сергей Рачков, честно признался, что пока не понимает, о чем здесь идет речь.

«Наверное, я со своим бизнесом нахожусь в другом измерении. Мне не совсем понятно, что такое этот кластер? У нас в городе инженеров нет. Найти их практически невозможно. Единственный выход — забирать специалистов, уходящих с „КАМАЗа“, где порой „закручивают гайки“. Сегодня рассматриваются инвестиции в пределах 3 млрд. рублей. Проще поставить крест на проекте. Сейчас мы реально рассматриваем Ленинградскую, Московскую область, Калугу, которые могут предложить условия ничуть ни хуже Татарстана. Хотелось бы видеть желание решать эти вопросы. Налаживать коммуникацию с предпринимателями — это хорошо, но не менее полезным было бы строительство дорог. Их с 80-х годов никто не ремонтировал и никто за них не отвечает», — говорит инвестор.

Развиваться бизнесу мешает и невысокий уровень конкуренции, считает Рачков, поэтому деньги здесь заработать просто.

«Сейчас мы строим отель в Набережных Челнах, и когда вопрос зашел о мебели — ни одна городская компания не смогла нам ничего предложить. Казанские фирмы предложили укомплектовать номера за 87 тыс. руб., при этом запросили предоплату за образец. Приехали представители турецкой компании, которые предложили то, что мы хотели, за 57 тыс. руб. Уровень конкуренции среди турецких предпринимателей намного превышает наши тепличные условия. АИР порой с нами как с младенцами возюкается, что у нас все бойцовские качества атрофируются», — заявил глава «Расстала».

Его поддержал руководитель службы стратегического планирования «КАМАЗ» Игорь Савельев, по мнению которого быть конкурентоспособными без соответствующей среды невозможно.

«Мы часто эти форумы посвящаем допросам бизнеса — как он собирается инвестировать. Да, мы тащим себя за волосы, чтобы быть конкурентоспособными. Нам нужны дороги до Казани, развитие аэропорта, нужен газ, электричество. Бизнес в республике будет искать другие точки роста, если не будут созданы условия для его развития», — говорит Савельев.

Генеральный директор сети «Эссен» Вадим Махеев посетовал на то, что Татарстан, порой, больше сконцентрирован на поддержке зарубежных инвесторов и совсем забывает о местных.

«Получение электроэнергии — самый злободневный для нас вопрос. Система с получением техусловий — вообще закрытая. Газ просто не дают никому. Если не решится этот вопрос, то никакого развития не будет. Власть должна обеспечить прозрачные условия во всем, начиная от оформления документов. Татарстан „облизывает“ зарубежных инвесторов, не видя местные компании. Полтора года назад мы решили создать в городе кондитерскую фабрику. Уже вложено 1,7 млрд. рублей, до 2014 года вложим до 3 млрд руб. Я спросил, может ли мне государство как-то помочь? Мне сказали: ты же не подал заявку. Просто не хочется ходить и унижаться. Не все же должно упираться в заявки. Муниципалитеты должны видеть проблемы бизнеса», — подытожил предприниматель.

Линар Якупов, в свою очередь, ответил, что рад услышать своих, внутренних инвесторов. Агентство пытается создать равные условия для внешних и внутренних инвесторов и не занимается только иностранцами, хотя такая функция у структуры обозначена, говорит он. Чтобы помочь местному бизнесу нужно работать с муниципалитетами, которые более осведомлены о проблемах предпринимателей. АИР — это структура, которая привлекает инвестиции, а обеспечение инфраструктурой — задача государства. К сожалению, этого пока нет, соглашается глава агентства.

«Как и любой чиновник, я должен сказать, что в АИРе работают только 32 человека, но я понимаю, что все это неправильные отмазки. Единственный продума
нный проект для инвесторов — это ОЭЗ „Алабуга“. При согласовании документов, большая их часть затормаживается на уровне миниципалитетов. Сейчас мы изучаем процессы, которые можно было бы исключить. Конечно, на всей территории республики мы не можем предоставить условия для инвесторов. Поэтому и хотим работать в рамках кластеров, где все более или менее понятно»
, — говорит Якупов.

Премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков, видимо, также проникся высказываниями бизнесменов и признался, что огорчен.

"Сегодняшнее заседание инвестиционного совета меня огорчило — нет связи между бизнесом и властью. Надо признать, что где-то не хватает звеньев между муниципальными и республиканскими госструктурами. Министры должны лично заниматься вопросами инфраструктуры — инвестиций не будет, если не будет базы".

Кадры решают все

По мнению главы представительства Европейского банка реконструкции и развития по ПФО Екатерины Солововой, власть должна услышать желания реальных участников рынка.

Согласно новому исследованию ЕБРР, проведенному вместе с Всемирным банком, главными препятствиями для формирования и развития деловой среды в Татарстане сотрудники региональных компаний видят отсутствие квалифицированной рабочей силы, высокую стоимость электроэнергии, недоразвитость телекоммуникаций и связи, а также преступность. Несмотря на заявления государственных структур о создании условий для инвесторов, эти показатели, по словам Солововой, оказались выше средних по России.

При этом она отмечает острую нехватку не только инженерных кадров, но и управленцев.

В ОЭЗ «Алабуга» это проблема номер один: если приходит новый инвестор, к нему записываются работники, уже прошедшие через несколько компаний. Идет круговорот работников, а не приход новых извне.

«Дороги, газ, инфраструктура — это все важно, но человеческий капитал — это то, чем берут многие другие страны. И как же решать проблему квалифицированных работников?» — вопрошал Линар Якупов у минэкономики Татарстана.

По словам заместителя министра экономики РТ Артема Здунова, «это крайне сложный вопрос, но если бы у нас не было образовательных структур, кластер не получил бы своего статуса». Для подготовки специалистов нужно подобрать соответствующие программы, которые бы получили финансирование.

«Где ваши инновации?»

Есть много вопросов, как будет развиваться Камский кластер, сказал замминистра. На 2013 год государство на поддержку российских промышленных кластеров выделяет 1,3 млрд. рублей. Они должны быть направлены на развитие самой площадки — инжиниринг, обслуживание, выставки, форумы. Камский промышленный кластер, по его словам, готов представить проекты на 10 млрд. рублей, заявка по которым будет оформлена в течение месяца.

«К нам главный вопрос: у вас есть машиностроение, нефтепереработка, где ваши инновации? Для этого при кластере в Татарстане будет создан научно-технический совет», — говорит Артем Здунов.

По словам президента Камского кластера Рафината Яруллина, сейчас речь идет о том, чтобы для резидентов промышленных парков начать строительство железной дороги, по которой будет перевозиться их продукция. Необходимо дальше перерабатывать нефтепродукты на территории Татарстана. «Газпром» и «КАМАЗ» ведут работу по созданию условий для переработки газа в условиях Набережных Челнов. В Алабуге будут построены заводы «Раритека» по производству баллонов. А в мае-июне в Алабуге «Росатомом» и «Композитом» будет запущено производство углеволокна, которое будет использоваться в авиационной и автомобильной промышленности.

По словам Линара Якупова, каждый третий российский автомобиль, каждая третья шина произведена на территории Камского кластера. Но без инноваций не может быть и его развития. На долю кластера сейчас приходится 27% ВТП и 29% инвестиций в основной капитал. Но есть перечень ограничений, не позволяющий конкурировать с другими регионами, и главное из них — недостаток производственных площадей. КИП «Мастер» начал давать сбой — площадок стало недостаточно. Поэтому появились парки «Развитие» и «Инвестор».

Линар Якупов напомнил, что 60% от всех прямых иностранных инвестиций привлечены через «Ал абугу», так как это единственная площадка с понятной для иностранцев инфраструктурой и принципами работы.

«Когда приходит крупный инвестор, главный вопрос, который он задает: где будут учиться мои дети? Им нужна социальная инфраструктура. Поэтому в Алабуге откроется школа с обучением на английском языке и сдано жилье по соципотеке для сотрудников компаний-резидентов. В России пока аналогичных проектов нет. Вокруг этих потребностей нужно создавать новые инвестиционные потоки», — завил глава АИРа.

Очевидно, что высказывания челнинских предпринимателей о чрезмерном внимании агентства к иностранным инвесторам пока решено отложить — для дальнейшего осмысления.

Фото пресс-службы президента РТ и
пресс-службы мэрии Набережных Челнов

Новости
28 Марта 2024, 17:33

В Казани снесут семь незаконно установленных торговых объектов

Владельцам дали срок до 1 апреля на самостоятельный демонтаж.

В Казани демонтируют и перенесут на базу хранения семь незаконно установленных торговых объектов. Соответствующее распоряжение опубликовано в последнем выпуске электронного сборника документов и правовых актов, доступном на сайте мэрии.

Среди объектов, попавших в список, находятся торговые точки на улицах Пионерская, Максимова, Мавлютова, два автофургона на улицах Пионерская и Павлюхина, а также торговые павильоны на улицах Дементьева и Зорге. Владельцам предоставлен срок до 1 апреля для самостоятельного демонтажа объектов, в противном случае их снесут в принудительном порядке с 2 апреля по 30 июня и переместят на базу хранения.

На прошлой неделе в Казани распорядились демонтировать четыре торговых павильона.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: