Предполагается, что к 2011 г. газовый рынок будет полностью либерализован с ростом цены на газ в среднем на 100%. То есть, в 2011 г. газ в России должен стоить столько же, сколько за рубежом, за вычетом пошлин и расходов на транспорт. Чтобы через три года тариф не пришлось повышать слишком резко, Минэкономразвития предложило ускорить увеличение тарифа в 2008—2010 гг. В презентации к докладу министра экономического развития РФ Эльвиры Набиуллиной предлагается в 2008 г. увеличить тариф не на 25%, как планировалось раньше, а на 37,5%; в 2009 г. — на 32% вместо 27,7%, а в 2010 г. — на 46% вместо 27,7%. Население потребляет примерно 20% газа, продаваемого «Газпромом» внутри страны. За 2000−2008 гг. цена газа для населения выросла с 220 руб. до 1266 руб. за 1000 кубометров. Для промышленности газ в эти годы дорожал примерно тем же темпом: с 351 руб. до 1711 руб. за 1000 кубометров. Структура потребления газа в Республике Татарстан: население — 14%, ЖКХ — 9%, АПК — 3%, энергетика — 63%, нефтехимия — 3%, прочее — 8%.
Отношения в схеме «поставщик газа — потребитель» складываются зачастую в ущерб деятельности последнего. Контроль расхода газа потребителем, осуществляемый поставщиком, неточен. Когда это делает сам потребитель, он все равно вынужден прибегать к услугам поставщика. Зачастую это является условием договора, а иногда объясняется отсутствием необходимого оборудования. Условия отбора газа меняются в зависимости от обстоятельств, складывающихся у поставщика. Заключаемые договора не являются гибкими, не отражают интересов потребителя, оставляют поставщику возможность применять жесткие меры, вплоть до отключения.
Определенную роль в решении, по крайней мере, проблемы точного учета газа может, по мнению ФАС, сыграть независимый газовый аудит, проводимый саморегулируемыми организациями, работающими на данном рынке. К таковым относится, например, Национальная Ассоциация потребителей природного газа (НАППГ) (зарегистрирована в 2005 г., начала активную деятельность в ноябре 2006 г.). НАППГ входит в Экспертный совет ФАС, его специалисты высоко ценятся как независимые аналитики. Ассоциация является независимым экспертом рынка потребления газа России. Деятельность НАППГ осуществляется и в рамках законодательной базы, регулирующей взаимоотношения участников газового рынка.
В Татарстане НАППГ представляет некоммерческое партнерство «Адвокатирование конкуренции», деятельность которого поддерживается Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан. Эта структура готова оказывать услуги потребителям по газовому аудиту, проектам модернизации систем учета, что позволит им экономить от 2% до 40% получаемой продукции. Партнерство готово принять участие в реализации программы газификации и соседних регионов, формировании цивилизованного рынка природного газа с учетом интересов всех его участников, обмениваться информацией по вопросам регулирования рынка газа, контролировать соблюдение законности в этой сфере, проводить независимые экспертизы в спорных и конфликтных ситуациях, а также осуществлять мониторинг рынка газа.
Представители партнерства могут привлекаться в качестве независимых экспертов для оценки тарифов в данном секторе экономики, а также для разрешения спорных и конфликтных ситуаций между поставщиками и потребителями газа. Определенные наработки имеются и в курируемой Федеральной антимонопольной службой деятельности НАППГ по недискриминационному доступу к газопроводам. Вице-премьер Игорь Сечин на совещании с нефтяниками и газовиками, проведенном по инициативе ФАС, дал месячный срок на разработку и внесение в Правительство РФ правил такого доступа. Это явилось результатом почти трехлетней совместной работы саморегулируемых организаций и антимонопольного органа. Следует сказать, что помимо указанных мер, Федеральная антимонопольная служба России приняла решение о разработке новой редакции ФЗ «О естественных монополиях». Целью законопроекта является снижение затрат субъектов естественных монополий, повышение прозрачности их работы и создание условий для развития конкуренции.
В частности, предлагается внести существенные изменения и дополнения по вопросам тарифного регулир
ования и антимонопольного контроля субъектов естественных монополий; обеспечить открытые конкурсные процедуры закупок товаров, работ и услуг для нужд естественных монополий; вести раздельный учет затрат и доходов, а также обеспечить соблюдение стандартов деятельности и стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий; установить открытые конкурсные процедуры по передаче в пользование (аренду, концессию) объектов инженерной инфраструктуры естественных монополий; создать систему долгосрочных взаимоотношений между собственниками, пользователями (арендаторами, концессионерами), тарифными регуляторами и пользователями на 10 и более лет; установить обязанность субъектов естественных монополий обосновывать наличие (отсутствие) у них свободных мощностей, установить процедуры регулярного финансового, технического и технологического аудита субъектов естественных монополий
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: