Верхней части списка закономерно оказался почти весь Дальний Восток. Людей на его обширных территориях живет немного, в то же время суровые природные условия и невысокая концентрация промышленности диктуют особый вес государства в экономике: на его финансирование опираются базовые для регионов сектора — строительство, госуправление и инфраструктурные отрасли, включая ЖКХ. В этом плане Чукотке нет равных — население недотягивает до 49 тыс. человек, при этом на инфраструктуру, строительство и административные функции приходится примерно половина валового регионального продукта. Это и обеспечивает округу первое место по величине подушевых расходов. В сопоставимых ценах «начальники Чукотки» тратят в 7—8 раз больше, чем их коллеги из регионов, замыкающих рэнкинг.
Некоторые экономически слабые регионы также попали в верхнюю часть списка благодаря высокой зависимости от государственного финансирования. Например, Республика Тыва и Чечня не намного отстали от Тюменской области и Сахалина и обошли промышленно развитые Калужскую, Кемеровскую и Белгородскую области. И все же большинство регионов с депрессивной экономикой оказались на нижних ступенях рэнкинга.
Рост экономики позитивно отразился на наполнении казны на субфедеральном уровне. По данным Минфина, в прошлом году регионы в среднем нарастили налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов на 17,3%. В семи субъектах Федерации поступления увеличились на 40% и больше. У 20 регионов из 83 консолидированные бюджеты были исполнены с профицитом. В этом году ситуация пока также не вызывает беспокойства. Как сообщил в середине марта вице-премьер Алексей Кудрин, по итогам первых двух месяцев регионы получили на 8% больше доходов, чем за аналогичный период 2010-го.
Среди немногочисленных регионов, планирующих в текущем году более активно воздействовать на экономику через бюджет, выделяется Москва. Расходы консолидированного бюджета Москвы в этом году должны увеличиться на 27% — больше позволила себе только Камчатка.
Тем не менее, большинство губернаторов, верстая финансовые планы на 2011 год, явно осторожничали. Власти только двух регионов — Московской области и ЯНАО — ожидают превышения доходов над расходами. Лишь в 15 консолидированных бюджетах предполагается увеличение доходов с прошлогоднего уровня, наращивать расходы собираются только в 24 регионах. В то же время многие запланировали существенное сокращение параметров бюджетов. Причем в числе самых рьяных консерваторов оказались как регионы, слабо обеспеченные собственными доходами (например, Ингушетия, Карачаево-Черкесия и Калмыкия), так и вполне самостоятельные. Например, расходы консолидированного бюджета Татарстана изначально планировалось ужать по сравнению с фактическими прошлогодними на 27%, Тюменской области — на 22%.
Отчасти консерватизм губернаторов можно объяснить планируемым сокращением межбюджетных трансфертов. В этом году федеральный центр направит в регионы 1,26 трлн. рублей — примерно на 100 млрд. меньше, чем в 2010-м. Многих от излишней щедрости удерживают и накопленные долги, сумма которых в целом по России за последние три года выросла вдвое до 1,1 трлн. рублей.
Конечно, с учетом приближающихся выборов и при условии сохранения высоких цен на нефть планы будут повсеместно пересматриваться в сторону наращивания. В отдельных случаях такие корректировки уже происходят. Так, например, в Татарстане республиканский бюджет начали избавлять от чрезмерного консерватизма уже в феврале, добавив в доходную и расходную части по 12,6 млрд. рублей. В марте Свердловская область увеличила планируемые траты на 7,3 млрд. рублей, Новосибирская область — на 5,3 млрд. рублей, Иркутская область — на 3,7 млрд. рублей.
Рэнкинг бюджетов российских регионов
Место | Субъект РФ | Население, | Параметры консолидированного бюджета на 2011 год, млрд. руб. | Расходы на душу населения | ||
Доходы | Расходы | Номи- | Скорректи-рованные на уровень цен | |||
1 | Чукотский АО | 0,05 | 16,3 | 16,5 | 339,7 | 196,5 |
2 | Ненецкий АО | 0,04 | 10,5 | 12,2 | 287,4 | 179,1 |
3 | Ямало-Ненецкий АО | 0,55 | 110,6 | 110,4 | 202,0 | 141,3 |
4 | Москва | 10,56 | 1265,3 | 1411,4 | 133,6 | 95,2 |
9 | Санкт-Петербург | 4,60 | 355,4 | 385,1 | 83,7 | 79,5 |
26 | Республика Татарстан | 3,78 | 127,3 | 138,3 | 36,6 | 42,7 |
59 | Республика Башкортостан | 4,07 | 104,3 | 120,9 | 29,7 | 33,9 |
81 | Чувашская Республика | 1,28 | 28,2 | 29,3 | 23,0 | 26,4 |
Журнал «Финанс.»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: