И это лишний раз доказывает, насколько обширна сфера внедрения системы, насколько глубоко она затрагивает структуру государственного управления, насколько важны те задачи, которые она решает.
О внедрение современных информационных и коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти и, конечно, об «Электронном правительстве» мы беседуем с Александром Николаевичем Юртаевым, начальником информационно-аналитического отдела Кабинета министров РТ, главным конструктором «Электронного правительства Республики Татарстан».
— По сути, данный проект — это организация государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, а также информирования граждан о работе государственных органов и предоставления услуг государственных органов всех ветвей власти всем категориям граждан электронными средствами. Однако важно подчеркнуть, что содержание понятия «Электронное правительство» отнюдь не сводится к тому, чтобы снабдить все органы государственного управления компьютерами, новейшими видами коммуникаций, программным обеспечением. Создание системы «Электронного правительства» — этот метод трансформации взаимодействия власти и граждан, что связано не столько с перемещением государственных услуг в онлайновый режим, сколько с перестройкой государственных управленческих процессов. Отсюда и поставленные перед «Электронным правительством» задачи: повысить эффективность деятельности органов госуправления, развить и расширить их информационную открытость и, наконец, в идеале — создать клиентоориентированное государство.
Александр Николаевич, наша республика — одна из первых в Российской Федерации, кто встал на этот путь. Благодаря каким условиям появление и воплощение проекта «Электронное правительство» стало возможным в Татарстане?
Все аналитики, занимающиеся анализом опыта создания электронных правительств, на первый план выдвигают фактор политической воли руководителя. Если появление такой структуры, как правительство в режиме онлайн, осознано как необходимость, как государственная задача, тогда результат будет обязательно. В противном случае — решать подобные задачи очень сложно. В Татарстане премьер-министр Рустам Минниханов не только обеспечивает то, что можно назвать политическим волеизъявлением, но и сам является фактически постановщиком многих задач, а это — очень высокий уровень участия.
А может ли «Электронное правительство» в определенном плане охарактеризовать процессы информатизации, проходящие в Татарстане?
Самое большое заблуждение — рассматривать идею создания «Электронного правительства» только с точки зрения информатизации. Мы изучили опыт стран, где электронные правительства успешно внедрены (США, Швеция, Австралия, Дания, Великобритания, Канада, Норвегия, Сингапур). Везде, где программа «Электронное правительство» успешно решает те задачи, о которых мы с вами говорили выше, она в первую очередь рассматривается как деятельность административного реформирования, а it-технологии выступают в качестве помощников. Простой пример: мы можем иметь полный набор электротехнических инструментов, однако это не значит, что нам удастся обеспечить электроснабжение здания. Главное не набор инструментов (в нашем случае — it-технологии), а управленческие проблемы и задачи (административные регламенты, оргпроектирование, управленческий консалтинг
В одном из своих интервью вы говорили и сейчас доказали на примере, что архитектура электронного правительства — не ноу-хау, и основная работа здесь состоит в разработке административных регламентов и стандартов, поскольку создание «цифрового государства» — это прежде всего составная часть административной реформы. И все-таки, отвлекаясь от мирового опыта, что в электронном правительстве Татарстана есть принципиально нового?
Сама по себе инновация в классическом определе
нии — это не есть нечто принципиально новое. Это, скорее, применение нового продукта, технологии к данной региональной или социокультурной сфере. Исходя из такой постановки вопроса, внедрение электронного правительства в Татарстане — деятельность тотально инновационная. Поскольку мы выбираем из огромного пакета инструментов, методик, накопленных в мире, то, что кажется нам наиболее удобным, приемлемым для решения наших задач, развития системы электронного правительства непосредственно здесь, в нашей республике.
А какие бы вы назвали «местные» сложности?
Вообще, любая инновационная деятельность по определению влечет за собой неизбежные сложности. Первый закон инноватики гласит — если в результате нововведений в госструктуре, на предприятии, в обществе нет недовольных, значит — инновации нет. Социальным последствием любого нововведения является то или иное перераспределение власти, влияния: если у кого-то что-то отбирается — кто-то что-то получает. Поэтому сопротивление нововведениям — естественный процесс и может носить не только деструктивный, но и конструктивный характер. Кроме того, не стоит забывать и о здоровом консерватизме: если постоянно будут прибегать инноваторы и всё везде перестраивать, то хорошего будет мало. Любой организм, в том числе и социальный, имеет не только ресурс изменения, но и ресурс сохранения. Реакция сопротивления — это некий экзамен, который должен выдержать инноватор, доказывая, что его идея полезна и эффективна.
Работа по созданию «Электронного правительства» в Татарстане только началась, однако уже получила широкий резонанс, в частности — подписан договор о намерении сотрудничать с Институтом развития информационного общества. Кто еще сотрудничает по этому вопросу с республикой?
Мы сотрудничаем со многими российскими регионами и федеральным центром. В первую очередь это связано с естественным желанием узнать и посмотреть на наработки в этой области, что-то перенять, чем-то поделиться. Большая работа всегда нуждается во взаимодействии: любой взгляд со стороны, пусть даже критический, важен, чтобы увидеть и скорректировать движение в целом по проекту или в какой-то его части.
«Электронное правительство» — это, по сути, целое государство в Сети, беспрецедентный по объемам проект. Александр Николаевич, а сколько людей над ним работают, специалисты каких профессий трудятся над тем, чтобы правительство Татарстана было клиентоориетированным?
Опять-таки, «Электронное правительство», это не просто монтирование проводов и установка «железа», хотя и без не них не обойтись. Здесь для успеха нужно задействовать абсолютно весь административный аппарат: кто-то является производителем элементов системы, кто-то — пользователем. Одним словом, если «Электронное правительство» — это онлайн-государство, то и в его создании принимает участие все государство. Онлайновая и офлайновая жизнь — это две половины единого целого: нельзя первую сделать лучше, чем вторая. Онлайновая жизнь, как зеркало: показывает то, что есть. А потому «Электронное правительство» послужит импульсом для развития правительства уже существующего, взаимодействия госслужащих, ведомств, министерств, граждан. Естественно, налаживание взаимосвязей будет происходить не кавалерийским наскоком: это будет длинная дорога, кроме того, стоит учитывать, что система имеет большой потенциал для расширения. Попробовал гражданин оплатить одну справку через Интернет и ему уже хочется оплатить, не выходя из дома, и другую — больше всего «Электронного правительства» будет не хватать там, где его, условно говоря, окажется много.
Работа над проектом активно ведется уже на протяжении двух лет, с 1 января 2006 года в правительстве РТ запущена промышленная эксплуатация электронного документооборота — создано единовременное информационное окружение. То есть жизнь у «Электронного правительства» уже началась, какие события, на ваш взгляд, были в ней самыми яркими?
Отмечу запуск первой очереди информационно-аналитической системы органов государственной власти, а также заседание правительства, которое состоялось 13 марта. На нём была озвучена прямая воля премьер-министра РТ к необходимости полномасштабного развертывания работы над проектом, а это значит, что первоначальный этап — самый сложный, тот, который скрыт от посторонних глаз,
завершен.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: