Новости
02 Февраля 2006, 15:45

«Экологические платежи»: справка преткновения

«Погода», которую Управление Гидрометеорологии РТ «создает» бизнесменам республики, основательно портит им жизнь.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плательщиками за негативное воздействие на окружающую среду являются все юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовой формы и применяемого порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности, в т. ч. перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

К негативному воздействию на окружающую среду относятся:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников (в т.ч. от автотранспорта);
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и водосборные территории (рельеф местности), как организованным, так и неорганизованным стоком (плата за сброс загрязняющих веществ неорганизованным поверхностным стоком осуществляется при пользовании земельными участками без обустройства их ливневой канализацией, в том числе при пользовании только помещениями в зданиях);
  • размещение отходов производства и потребления (плату за размещение отходов на полигонах ТБО, санкционированных свалках осуществляет каждое предприятие, т. е. производитель отходов, а не владелец полигонов и свалок, если иное специально не предусмотрено договором).

Таким образом, по законодательству, практически каждое предприятие является плательщиком, поскольку имеет хотя бы один из перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду. До 2005 года свои декларации природопользователи предоставляли в Экологический Фонд РТ, а с 2005 года статус администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду приобрело Управление по технологическому и экологическому надзору по РТ (в соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год», «О Федеральном бюджете на 2006 год», приказом Ростехнадзора от 24.08.2005 № 604 «О возложении функций администраторов»).

С этих пор требования к предпринимателям изменились. С одной стороны, стали проще — необходимые документы природопользователь собирает и подает один раз в год, а платежи перечисляются поквартально. С другой стороны — более жесткими. Так, теперь для формирования нормативной документации с предпринимателей в обязательном порядке требуют справку по фоновым концентрациям вредных примесей в атмосфере. Ранее эта справка была желательна, и к рассмотрению принимали документ даже 2−3-летнего срока давности. К слову, нужна справка для того, чтобы рассчитать для предприятия предельно допустимые выбросы вредных (ПДВ) веществ в атмосферу, которые оно может себе позволить, что, в свою очередь, необходимо для расчета размера обязательных платежей. Cправку эту в республике уполномочено выдавать только Управление Гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РТ (УГМС РТ). Для предпринимателей камнем преткновения стала стоимость справки — 28 тысяч рублей.

Гульнара Сергеева, генеральный директор Агентства по поддержке предпринимательства:

— Мы специально занимались этим вопросом, и выяснили, что в других регионах Российской Федерации, в частности, в Башкирии предприниматели платят за такие справки в 3,5 раза, а то на порядок меньше. При этом все справки выдаются территориальными управлениями Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, то есть федеральными структурами. Почему же в таком случае, цены на эти справки разная?

Как заметила Галина Жданова, заместитель начальника Управления Росгидромета по РТ, УГМС РТ берет за подготовку справок ровно столько, сколько предусмотрено Прейскурантом на наблюденную и специализированную гидрометеорологическую продукцию, утвержденным руководителем Росгидромета. Росгидромет, по ее словам, имея полномочия по разработке и утверждению тарифов на гидрометеорологическую информацию, проводит в регионах единую ценовую политику. А разница в стоимости справок определяется исключительно объемом представленных в них данных.

Галина Жданова:

— Мы руководствуемся, во-первых, РД 52.04.186−89 и рекомендациями Всемирной организации здравоохранения, в соответствии с которыми определяется перечень вредных примесей, подлежащих обязательному контролю в атмосфере. Фон рассчитывается по всем наблюдаемым примесям, а их 12. При этом обрабатывается огромный массив данных — наблюдения за пятилетний период с ежедневным трехразовым отбором проб и систематизацией сопутствующих метеорологических параметров. Во-вторых, по рекомендациям Всемирной метеорологической организации в справке установленного образца приводится расчетная климатическая информация за период обобщения 30 лет. Если принять во внимание сложившуюся в республике неблагоприятную экологическую обстановку, а также отсутствие, как правило, специфики деятельности потребителя, то обоснованность выдачи на руки предпринимателям именно полной справки — а не справки по отдельным параметрам, становится понятной.

Соответственно, 28 тысяч рублей (а это сумма с НДС) — это стоимость полной справки, в которой представлен не только фон по воздуху, но также и климатическая характеристика.

По словам заместителя начальника отдела государственного экологического контроля, нормирования и администрирования платежей Управления Ростехнадзора по РТ Елены Поповой, в большинстве случаев предпринимателю бывает достаточно получить справку о фоновой концентрации по двум-трем вредным веществам, а не по 10−20 веществам, как в стандартной справке.

Елена Попова:

— Поэтому предприятиям надо более четко оформлять запрос в УГМС РТ и запрашивать только ту информацию, которая им необходима для конкретной работы. А поскольку информация предоставляется на договорной основе, то природопользователь имеет право отказаться от той информации, которая его не интересует. Помочь грамотно сформировать запрос в УГМС РТ предпринимателям должны проектные предприятия.

Дело в том, что руководство УГМС РТ совсем недавно обратилось в Ростехнадзор с предложением, определить объем необходимой информации о фоновых концентрациях вредных примесей по отраслям промышленности. В этом случае специалисты УГМС РТ смогли бы пересмотреть тарифные ставки по выдаче справок. Однако, как считает Елена Попова, это практически невозможно:

Елена Попова:

— Подойти с единым лекалом даже к предприятиям одной отрасли нельзя. Источники выбросов в атмосферу и перечни загрязняющих веществ могут быть различными даже у отраслей одной промышленности, поскольку помимо основных производственных источников существует и ряд вспомогательных производств, который может давать зачастую даже больший перечень загрязняющих веществ.

К тому же, по информации Управления Ростехнадзора по РТ, Гидромет РТ имеет посты наблюдения только в нескольких городах, и, следовательно, только там можно говорить об абсолютной корректности данных о фоновых концентрациях вредных веществ. Во всех остальных случаях гидрометеорологи получают эти данные не на основе наблюдений, а расчетным путем. Понятно, что в этих случаях себестоимость подготовки таких справок не может быть одинаковой. Возмущение предпринимателей, кроме того, вызывает то обстоятельство, что даже в пределах республики стоимость выдаваемых УГМС РТ справок значительно варьируется — чем меньше город, тем дороже. По словам Галины Ждановой, причины этого вполне объяснимы.

Галина Жданова:

— Стоимость информации зависит от того, организованы ли в городе или населенном пункте систематические наблюдения за загрязнением атмосферы. Так в городах Казань, Набережные Челны и Нижнекамск такие наблюдения проводятся в течение многих лет. Это так называемая федеральная сеть мониторинга атмосферы, а стационарные посты наблюдений в этих городах входят в государственную сеть наблюдений. Пробы воздуха отбираются 3 раза в день на содержание основных и специфических примесей. Для расчета фоновых концентраций вредных примесей в этом случае используются уже имеющиеся первичные (наблюденные) данные о состоянии атмосферы. Стоимость фона в этих городах в соответствии с Прейскурантом составляет 12 000 рублей. Кстати, средства для получения первичной (наблюденной) информации, хоть и не в полной мере, выделяются из федерального бюджета, т. е. информация о состоянии атмосферного воздуха и его загрязнении относится к информации общего назначения и предоставляется всем заинтересованным потребителям в виде краткой ежемесячной справки и ежегодного Обзора о состоянии окружающей природной среды на территории Республики бесплатно.

Для населенных пунктов, заметила Галина Жданова, где отсутствуют наблюдения за загрязнением атмосферы, но имеются промышленные предприятия или другие крупные источники выбросов (например, такие города, как Альметьевск, Елабуга, Менделеевск, Бугульма и т. д.), в соответствии с нормативными документами Росгидромета фоновые концентрации могут быть рассчитаны на основе результатов специально организованных обследований состояния загрязнения атмосферы в этих городах. Но это уже деятельность регионального назначения, она выполняется в интересах республики. Вместе с тем, это огромная работа, поскольку наблюдения должны проводиться круглый год в различных синоптических ситуациях, при которых формируется высокий уровень загрязнения атмосферы: антициклонах, малоградиентных полях в барических седловинах, теплых секторах малоподвижных циклонов) с отбором не менее 200 проб воздуха на содержание каждой примеси. Строгое соблюдение правил отбора проб воздуха при указанных синоптических ситуациях обязательно, поскольку фон — это расчетная концентрация, которая может быть достигнута при самых неблагоприятных метеорологических условиях.

Галина Жданова:

— Естественно, выполнение полного объема работ при экспедиционном обследовании требует значительных финансовых затрат. Для таких городов, как Менделеевск и Елабуга экспедиционное обследование было проведено нами совместно с рядом предприятий, расположенных в этих городах, частично за счет их средств. В 2006 г. будут завершены работы по расчету фона в атмосфере г. Чистополя. Наблюдения в этом городе проводятся нами за счет собственных средств, поскольку на обращение о совместном проведении работ руководство Чистопольского часового завода ответило отказом.

В то же время на территории Чистопольского часового завода расположено около 50 акционерных обществ. И каждое из этих предприятий должно получить справку.

Гульнара Сергеева:

— Если двое, трое или пятеро предпринимателей, занимающихся производственной деятельностью, сидят в соседних домах или за одним забором, то очевидно, что они получат абсолютно одинаковые справки о фоновых концентрациях вредных примесей и климатических характеристиках. Но при этом каждый из них должен будет заплатить УГМС РТ по 28 тысяч рублей. Чем обусловлено такое положение вещей? И как при таком положении вещей сектор малого предпринимательства будет развиваться?

По словам Галины Ждановой, каждое предприятие, как юридическое лицо, осуществляющее производственную деятельность и тем самым оказывающее влияние на состояние атмосферы, должно в соответствии с РД 52.04.186−89 сделать запрос в УГМС Республики Татарстан о предоставлении фоновых концентраций примесей, в котором указывается название и местоположение предприятия, для которого запрашивается фон, причина запроса, перечень вредных веществ, для которых необходимы сведения о фоне. Фоновые концентрации, являющиеся специализированной гидрометеорологической информацией, предоставляются потребителям по договорам.

Галина Жданова:

— Стоимость справки, например, для предприятий, находящихся на территории Чистопольского часового завода, будет определена в зависимости от затрат на создание гидрометинформации и количества ее потребителей. Кроме того, с 2006 года мы утвердили тарифы для каждого показателя, содержащегося в общей справке отдельно — теперь сумма, которую природопользователи будут платить за справку, будет полностью зависеть от того, насколько грамотно будет составлен запрос. Еще в прошлом году этого не было — мы в обязательном порядке выдавали полные справки. Однако достаточным основанием для этого мы считали то, что иногда лучше не считать деньги — иначе придется считать потерянные жизни.

Для справки: средства из платежей природопользователей за загрязнение окружающей среды, распределяются следующим образом: 20\% отправляется в федеральный бюджет, 40\% — в республиканский бюджет, 40\% — в муниципальный бюджет.

Новости
11 Декабря 2024, 13:15

Проекты учреждений молодежной политики в РТ получат гранты на ₽50 млн

Всего на конкурс было представлено более 90 инициатив.

По результатам грантового конкурса, проведенного минмолодежи РТ среди учреждений молодежной политики в регионах Татарстана, были отобраны 69 проектов из 37 городов и районов, которые будут реализованы в 2025 году. Общий объем финансирования составляет 50 млн рублей, как сообщает пресс-служба ведомства.

Грантовая поддержка нацелена на предоставление возможностей для молодежи, что соответствует задачам нацпроекта «Образование». Наибольшее количество проектов относится к «патриотическому направлению»: эти 24 инициативы получили более 14 млн рублей. Кроме того, поддержку получат проекты, связанные с отдыхом и оздоровлением, молодыми семьями, творческой самореализацией, волонтерством, аудитом, спортом, образованием и межэтническими отношениями. Всего на конкурс было представлено более 90 инициатив.

Напомним, в РТ предложили увеличить ставку налога на прибыль для участников инвестпроектов с 20 до 25%.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: