По подсчетам Европейской ассоциации авиаперевозчиков, сейчас из тысячи чемоданов теряют 15. Почти все находят и даже достаточно быстро, но разве это утешит, если ваш отпуск на море начнется с лихорадочного и безрадостного шопинга в поисках купальника и шортов?
Однажды моя подруга отправилась на месяц в Штаты. Долго собиралась, обновляла гардероб, а потом в аэропорту Нью-Йорка обнаружила, что ее багаж не прилетел. Впадать в панику она не стала, тем более что в представительстве авиакомпании ее обнадежили, что, мол, возможно, уже завтра ваш чемодан найдется. На следующий день багажа не было. Через два — тоже. И через неделю. Все это время несчастная девушка проходила в одних джинсах, потому что каждый день надеялась: «Ну вот сегодня наконец найдут». В итоге чемодан ей вернули ровно в тот день, когда, по закону, она уже имела право писать претензию с требованием о компенсации.
По статистике Европейской ассоциации авиаперевозчиков, из тысячи чемоданов теряется 15,5. Но это в среднем. К примеру, лидером по пропажам уже который год остается British Airways, которая, к примеру, в первом квартале 2008 года потеряла почти 29 чемоданов из тысячи. В рейтинге худших по этому показателю также еще одна британская авиакомпания — BMI (22,1 чемодана), а также TAP Portugal (20,6) и KLM Royal Dutch Airlines (19). Лучше всего справляются с доставкой багажа в Turkish Airlines (4,3 чемодана), Air Malta (4,6) и Malev Hungarian Airlines (7,5). В России такую статистику не ведут, но вряд ли она сильно отличается от среднеевропейской.
Есть, впрочем, утешительные данные. Безвозвратно теряется только 3% всего недоставленного вовремя багажа, а все остальные чемоданы и сумки возвращаются к владельцам в течение 48 часов. Подстраховаться от потери в принципе можно, соблюдая ряд нехитрых приемов.
Кроме того, если вы заранее знаете, что повезете какую-то ценную вещь, можно свой чемодан застраховать. Правда, тут не все так просто. В «Ингосстрахе», к примеру, берутся страховать багаж только в том случае, если вы у них же покупаете медицинскую страховку (на день такой полис обойдется вам в два-три доллара). Вам нужно будет предоставить список багажа, а потом пригласить к себе оценщика. Максимальный объем страхового покрытия — 2 тысячи евро.
В РОСНО предупреждают, что если ваш чемодан потеряется, то вам заплатят всего 300 долларов. По сравнению с компенсацией, которая вам положена от авиакомпании, не такая уж и большая разница, так что смысла тратить 15 долларов на страховку нет. А в «Альфа-страховании», как, впрочем, и во многих компаниях, вообще не берутся страховать особо ценные или хрупкие вещи, например оптику.
Как не лишиться своих вещей
Вот несколько советов, которые помогут вам если не застраховаться от потери багажа, то хотя бы, что называется, минимизировать риски.
1. Собираясь в путешествие, хорошенько подумайте, стоит ли брать с собой ценные, дорогостоящие или раритетные вещи. Если такая необходимость есть, в багаж лучше ценности не сдавать, а брать их с собой в салон. Или же дополнительно застраховать свои дорогостоящие вещи в авиакомпании.
2. Зачастую багаж теряется в спешке и суете. Если пассажир прибывает в аэропорт под самый конец регистрации, то риск того, что его вещи будут отправлены «не туда», значительно возрастает. Самое правильное — приехать на регистрацию за два часа до вылета. Кроме того, пассажир обязательно должен проследить за тем, чтобы ярлык багажной квитанции был надежно прикреплен к одной ручке чемодана или сумки, а не к обе-им сразу.
3. Чемоданы не должны сливаться с «серой массой». Если ваши чемоданы ничем не отличаются от десятков подобных «близнецов», обнаружить их бывает не так просто. Лучше, если они будут иметь какую-то яркую, необычную окраску или хотя бы одну яркую деталь — например, наклейку.
4. Не стоит набивать чемоданы вещами «до отказа». Грузчики не особенно церемонятся с багажом — ваши чемоданы будут швырять, заталкивать и заваливать сверху другими вещами. Могут и вовсе «выкинуть». Лучше пусть сумок будет две, чем одна, но огромная.
5. По мнению специалистов, при транзитном перелете, а особенно если между двумя вашими рейсами небольшой промежуток времени, риск потери багажа увеличивается в полтора раза. Поэтому здесь стоит подстраховаться и предпринять дополнительные меры безопасности. Необходимо написать свои контактные данные и вложить записку внутрь чемодана. Обязательно нужно такую же «информационную записку» поместить в пластиковое окошечко на чемодане, если же его нет — сделать соответствующую наклейку.
Жду свой
багаж до сих пор!
Каждый раз, когда кто-то из друзей или коллег рассказывал мне историю про потерянный багаж, в душе я вздыхала с облегчением: не со мной же произошло. Но тут и на моей улице случился «праздник». Мы с мужем возвращались из Нью-Йорка и по просьбе друга везли ему компьютер — такие в Москве намного дороже, чем в США, вот и решено было сэкономить. Надо признаться, сэкономили мы дважды. Первый раз — когда покупали билеты. Спохватились поздно, так что выбирать особо было не из чего: лететь предлагалось либо «Аэрофлотом» за 30 тысяч напрямую, либо ранее не известным нам украинским авиаперевозчиком «Аэросвит — Украинские авиалинии» за 25 с пересадкой в Киеве. Выбрали, естественно, последнее.
Сэкономили 10 тысяч рублей на билетах, а потеряли больше 30 тысяч рублей — на багаже. Именно столько стоил тот самый компьютер, который, несмотря на уговоры, нам не позволили взять с собой в салон. В общем-то понять менеджеров в нью-йоркском аэропорту можно: коробка внушительных размеров и ни по каким критериям под ручную кладь не подходила. В Москву из трех единиц нашего багажа не прилетела только ценная коробка. К слову сказать, с того злосчастного рейса Киев-Москва своих вещей не дождались около 20 человек.
Дальше были все положенные в этом случае процедуры: подача заявления в службу lost and found прямо в аэропорту, затем 21 день ожидания в надежде, что компьютер все-таки найдется, ну, а потом — обращение с претензией к «Аэросвиту» с просьбой возместить стоимость пропажи (чек прилагался). Вердикт получили недавно: в соответствии с международными нормами мы имеем право на компенсацию в размере 20 долларов за каждый килограмм, то есть за нашу десятикилограммовую коробку можно получить 200 долларов.
Вот тогда я почувствовала себя совершенно беззащитной. Нет такого закона, который в полной мере позволил бы мне получить компенсацию за потерянный/украденный багаж. 200 долларов — и точка. И это при том, что, покупая билет в конкретной авиакомпании, я вверяю ей свою жизнь и сохранность своего имущества. А она, проморгав мой багаж, отделывается дежурной формулировкой.
Приятельница в ответ на мои возмущенные заявления попыталась успокоить: мол, не авиакомпания виновата, а аэропорт такой. Действительно, про «Борисполь» рассказывают, что ни один рейс оттуда не прибывает в целости и сохранности (на днях, кстати, это публично признал глава Минтранссвязи Иосиф Винский). Отлично, я рада, что все про это знают, но никто ничего не делает. Страдают авиакомпании, которые вынуждены пользоваться услугами аэропортовых сортировщиков и грузчиков, а в итоге — пассажиры. Но это уже проблемы взаимоотношений перевозчиков и аэропортов, властей страны в конце концов. Если у вас в аэропорту воруют — разгоните руководство, найдите банду, накажите! А мне — верните деньги.
Кстати, предложение в тему. В США компенсация за утерянный багаж — 1250 долларов на пассажира. В России же руководствуются так называемой Варшавской конвенцией. Может быть, стоит нам все-таки национальные правила разработать?
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: