Директор ГБУ «ЦЭСИ РТ» Алевтина Кудрявцева в письме на имя первого вице-премьера Алексея Песошина неоднозначно высказывается в отношении выгод от централизованных закупок муниципалитетами продуктов питания для учреждений социальной сферы, в том числе детсадов. Создать в республике такую систему в целях экономии предложил ранее депутат Роман Мугерман.
Кудрявцева в числе минусов централизованных торгов указывает высокую начальную цену лота, а также ограничения на участие в аукционах для малого бизнеса, хотя и признает: контроль над закупками вырастет.
Эксперты предложенный «рецепт экономии» также оценивают по разному: одни утверждают, что малым компаниям он, напротив, облегчит доступ к торгам, другие считают централизованные закупки «злом, ограничивающим конкуренцию» и предлагают поискать мотивы авторов идеи, «желающих нарушить законы экономики».
На том, что муниципалитеты должны закупать продукты для соцсферы централизованно, настаивает депутат Госсовета РТ Роман Мугерман. Как портал TatCenter.ru рассказывал ранее, при парламенте была создана рабочая группа, которую он возглавил.
Проанализировав торги, Мугерман заявил, что выявил «существенный потенциал для экономии» бюджетных средств и предложил перейти от самостоятельных к централизованным закупкам.
«Мы получили информацию о закупках из Тетюшского, Сармановского и Черемшанского муниципального районов и обнаружили, что одну и ту же продукцию три района закупают по разным ценам. Грубо говоря, если бы Тетюшский район закупал продукты для Черемшанского, экономия бы превысила 15\%. Это без учета оптовых цен, просто в лоб — если бы один район покупал для другого», — заявлял ранее депутат.
Централизованная система закупок, по его мнению, положительно отразится и на кошельках татарстанцев, к примеру, родителей, для которых снизится плата за питание в школах и детсадах.
Однако глава Центра экономических и социальных исследований Алевтина Кудрявцева в своем отзыве на инициативу об экономии не говорит. Напротив, в числе недостатков она выделяет высокую начальную цену лота.
«Недостатком этой схемы является определение единой начальной цены на единицу товара, которая может значительно превышать начальную цену в случае самостоятельных закупок, так как во многих муниципалитетах используются товары местных товаропроизводителей и в связи с отсутствием либо меньшими транспортными расходами начальная цена может быть значительно ниже», — пишет глава ЦЭСИ.
Кроме того, по ее мнению, в случае перехода на централизованную систему торгов учреждения, расположенные в труднодоступных населенных пунктах Татарстана, окажутся «не у дел», как впрочем, и малый бизнес.
«Еще одним возможным недостатком совместных торгов могут стать ограничения для участия в конкурсах субъектов малого бизнеса, что является обязательным условием, — указывает Кудрявцева, между тем, добавляя, что решить проблему можно путем заключения субподрядных договоров. — Обязательная доля таких договоров может быть прописана в договоре между заказчиком и генподрядчиком».
При этом руководитель ЦЭСИ признает, что централизованная система, которая позволяет формировать крупные лоты и определять крупного подрядчика, приведет к усилению контроля над муниципальными закупками и поставками.
Отметим, что сегодня централизованные закупки осуществляются в ряде крупных городов и районов Татарстана, например, в Казани, Набережных Челнах, Альметьевске. Формируются крупные лоты, в которых крупный поставщик может принимать участие.
«Однако этого не было сделано, что говорит о целесообразности проведения анализа привлекательности закупок и величины лотов для них, — подчеркивает Алевтина Кудрявцева и, обращаясь к Песошину, резюмирует, — На Ваше решение».
Пока инициатива обсуждается на уровне Кабмина РТ, оценить ее вызвались эксперты.
Так, уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей Тимур Нагуманов заявил корреспонденту TatCenter.ru, что централизованная система торгов положительно скажется на доступности закупок для малого и среднего бизнеса.
«Единая система, безусловно, сделает доступ МСБ к торгам более удобным и прозрачным. Я часто слышу жалобы от предпринимателей, что им очень сложно мониторить тендеры на разных площадках, искать информацию о документации, готовить для каждой закупки, каждой площадки отдельный пакет документов. Единая площадка с понятными процедурами участия, стандартизированным пакетом документов и прозрачной системой торгов частично снимет эту проблему», — полагает бизнес-омбудсмен.
С другой стороны, Нагуманов отчасти поддерживает мнение Кудрявцевой: «Важно, чтобы при создании этой системы не возникло факторов, ограничивающих доступ МСБ к закупкам. Например, речь может идти об укрупнении лотов», — говорит он.
В свою очередь, гендиректор «Агентства по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ» Яков Геллер верит исключительно в закон экономики.
«А закон экономики гласит, что любое ограничение конкуренции, коим является централизованная система закупок, — это зло. Надо искать мотивы, которые преследуются авторами идеи, желающими нарушить экономический закон», — заявил Геллер в беседе с корреспондентом TatCenter.ru.
По его словам, нарушить закон экономики, конечно, можно. Вопрос — «ради чего?»
«Подозреваю, что за этим предложением стоит кто-то из тех людей, которые сами хотели бы поставлять продукты питания не на конкурсной основе, не создавая конкуренции, а монополизируя этот рынок. Под красивыми лозунгами — повышение качества, ответственности, снижения затрат… Говорить можно все, что угодно. На практике такое нарушение экономического закона ведет к тому, что лодка утонет.
По поводу экономиии бюджетных средств вообще ничего не могу сказать, потому что это блеф. Бюджетные средства не следует экономить. Бюджетные средства следует оптимизировать, расходовать оптимально. А с целью экономии бюджетных средств детей в детских садах не следует кормить вместо дорогой говядины дешевой свининой", — заключил Геллер.
Юлия Амочаева
Источники фото: prav.tatarstan.ru, evening-kazan.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: