Одной из главных панелей второго дня Гайдаровского форума, стартовавшего накануне в Москве, стала дискуссия об эффективности реального сектора экономики.
Участники обсуждения, в числе которых наряду с президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным, главой минпромторга РФ Денисом Мантуровым, гендиректором компании «Cotton Way» Александром Уткиным и другими не менее именитыми экспертами оказался и президент Татарстана Рустам Минниханов, рассуждали о том, какой же бизнес в кризис является более эффективным — государственный или частный.
После того, как выступили представители бизнеса и власти, взглянуть на проблему участники решили и с точки зрения субъекта Российской Федерации. По традиции, успешного.
«Хотелось бы, чтобы вопрос повышения эффективности реального сектора экономики был подсвечен и с позиций субъекта РФ, как говорят дипломаты, с угла руководства одного из российских регионов», — сказал председатель Госдумы РФ Сергей Нарышкин, выступавший сегодня в качестве модератора панели.
Перед тем как передать микрофон Минниханову, Нарышкин добавил, что в «успешно развивающемся» Татарстане накоплен опыт передачи инфраструктуры, к примеру, социальной, транспортной или промышленной, в руки частного бизнеса. «Неплохой опыт», — дополнил сам себя спикер.
Рустам Минниханов в начале своего выступления сразу отметил региональные особенности Татарстана, связанные и с вопросами собственности.
«Ряд наших крупных предприятий находятся в собственности республики. И когда обсуждается, кто более эффективен — государство или частный сектор, я думаю, это зависит от тех задач, которые сегодня стоят, и от тех людей, которые там работают. Что касается Татарстана, мы четко понимаем: некоторую собственность мы реализуем, потому что, когда видим, что есть стратегический партнер, значит, надо принимать решение, так как это будет выгодно», — представил принцип работы Татарстана глава республики.
Дабы подкрепить свои слова практическими примерами Минниханов вспомнил «прошлую жизнь» нынешнего главы минпромторга. Напомним, в 2003—2007 гг. Денис Мантуров являлся гендиректором ОПК «Оборонпром» — «дочки» «Рособоронэкспорта», который сначала выкупил акции КВЗ, а затем передал контрольный пакет своей дочерней структуре — холдингу «Вертолеты России».
«У нас было достаточно много опасений: 40% КВЗ отдать туда или не отдать, — честно признался Минниханов, вспоминая вехи формирования вертолетного холдинга. — Все-таки принятое решение оказалось правильным. Сегодня КВЗ имеет выручку 54 млрд рублей и является крупнейшим налогоплательщиком».
Вспомнил глава Татарстана и историю Компрессорного завода, контрольный пакет акций которого отошел Группе «ГМС».
«Мы осознавали, что одни на рынке мы не можем. ГМС сделала предложение и мы пошли на то, что этот пакет купил наш стратегический партнер», — пояснил Минниханов, подчеркнув, что любые действия по промпредприятиям республика принимает исходя исключительно из собственных интересов.
Именно такая политика, а также «серьезная программа модернизации и строительства новых промышленных объектов», прежде всего в нефтехимическом комплексе, позволят Татарстану, по словам Минниханова, рассчитывать на «хорошие перспективы» для дальнейшего роста.
Главный вывод президента республики заключался в том, что субъект должен быть «кровно заинтересован» в развитии собственной экономики. Татарстан, по его словам, не только развивает имеющиеся мощности — предприятия нефтегазохимического комплекса, машиностроения и др., но и ищет новые возможности, в том числе, в области импортозамещения.
По словам Минниханова, если власть самоустранится от проблем бизнеса, от поиска инвесторов, подготовки инфраструктуры, персонала — у субъекта ничего не получится. «Мы максимально участвуем во всех федеральных программах и очень серьезно работаем над развитием малого и среднего бизнеса, — добавил Минниханов, подкрепив собственные размышления весьма необычной цитатой. — Пока яичка нет, курица яйца нести не будет. Поэтому государство должно делать первые шаги».
Завершая выступление, глава Татарстана, видимо, решил воспользоваться возможност
ью, а также присутствием «сливок» федерального центра. Отмахнувшись от темы панели фразой «я думаю, что все эти вопросы — они понятны», Минниханов не стал скрывать сегодняшнюю «злобу дня».
«Сегодня очень большая тревога. Хочу, Сергей Евгеньевич (Нарышкин, — ред.) обратиться к вам. Я промышленников собирал, банкиров… в принципе, все остановилось. Если не будут приняты какие-то действенные меры, в первую очередь, по учетной ставке, которая составляет 17%, какие будут последствия стоимости таких денег?
С одной стороны, мы держим стоимость продуктов питания, с другой стороны, что будет происходить, если никаких действий не будет? — поинтересовался Минниханов, вскользь упомянув и первые «звоночки» роста безработицы. — Я ничего не мог ответить нашим предприятиям… Хотел бы обратиться и к вам, и к федеральному правительству найти более оперативные решения".
Финальное «тревожное» слово Рустама Минниханова, неуслышанным, наверняка, не осталось, однако публичного комментария от Нарышкина, пусть даже краткого, не удостоилось.
Юлия Амочаева
Фото: prav.tatarstan.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: