Переговоры лидеров двух стран проходили в гостинице Esperanza Resort, которая на время саммита «двадцатки» стала резиденцией Обамы, то есть формально на американской территории. Для президента России Владимира Путина это было первое появление в новом качестве на по-настоящему крупном международном форуме. Первый раз возвращения российского лидера в мировую политику ждали еще в мае на саммите «большой восьмерки», но, как известно, Путин в США не поехал, отправив на форум премьер-министра Дмитрия Медведева, а сам погрузился в консультации с кандидатами в министры нового правительства.
Несостоявшаяся встреча нового президента России с американским лидером Бараком Обамой вызвала у некоторых политиков разочарование. От нее ждали большей ясности, в каком направлении будут развиваться российско-американские отношения после трех лет так называемой «перезагрузки», организованной Медведевым и Обамой.
Полтора месяца в ожидании встречи Путин и Обама поддерживали контакты всеми доступными средствами: иногда созванивались, передавали друг другу письменные послания, разъясняя позиции по наиболее актуальным темам как двусторонней, так и международной повестки.
К разговору в Лос-Кабосе некоторые вопросы потребовали срочного прояснения. В Кремле очень резко отреагировали на находящийся на рассмотрении американского конгресса «закон Магнитского», который даст американским властям возможность замораживать активы российских чиновников, подозреваемых ими в нарушении прав человека, а также ввести в их отношении визовые санкции. Причем международный комитет сената США планировал голосовать по законопроекту как раз сегодня.
— Сейчас идет речь о демонстративном антироссийском шаге конгресса, — заявил накануне поездки в Мексику помощник президента Юрий Ушаков. — Этому закону пытаются дать какое-то расширительное толкование, прежде всего для того, чтобы использовать закон в тех случаях, когда американцы будут недовольны поведением России, в том числе на международной арене.
Раньше в отношениях с Америкой негативным элементом являлась так называемая поправка Джексона-Вэника. Со вступлением России во Всемирную торговую организацию Вашингтон созрел для того, чтобы отменить эту поправку, которая ограничивала бы возможности американского бизнеса работать с нашими компаниями и на российских рынках. Но теперь, уверены в Кремле, вместо нее США хочет ввести другой деструктивный для двусторонних отношений элемент. «То, что это негативный элемент, всем ясно. Всем ясно, что от нас последуют ответные меры, которые неизбежны, но их хотелось бы избежать», — отмечают в администрации главы Российского государства. Не будет закона, не будет ответных мер, и двусторонняя атмосфера сразу же улучшится. С такими надеждами российская делегация во главе с Владимиром Путиным и приехала на переговоры с американской стороной в резиденцию Обамы Esperanza («Надежда». — Прим. «РГ»).
Беседа президентов продлилась непривычно долго для переговоров в таком формате — Путин и Обама проговорили два часа. По обоюдному признанию, диалог получился содержательным, предметным, но стоит заметить, что никаких сенсаций не принес, а общие дипломатичные высказывания глав государств намекали, что никаких принципиальных договоренностей достигнуть не удалось. Разве что Путин пригласил коллегу снова приехать в Россию с визитом. Обама выразил надежду, что у него получится воспользоваться приглашением. Зависит это, правда, от американского избирателя, которому в ноябре предстоит или избрать Обаму на второй срок, или в США будет новый президент.
Владимир Путин вообще был немногословен. Он поблагодарил американскую сторону за поддержку вступления России в ВТО. «Уверен, что это будет способствовать развитию экономических отношений между нашими странами», — заявил российский лидер.
Для Барака Обамы развитие отношений с Россией за последние три года — это новый договор о СНВ, вступление нашей страны в ВТО, соглашение «1−2-3», обсуждение перспектив сотрудничества в разных сферах. «Мы согласились, что необходимо отталкиваться от этих наработок, несмотря на то что есть вопросы, по которым у нас остаются разногласия», — подчеркнул президент США.
Затрагивались разные вопросы международной безопасности. Зашел разговор о ПРО — договорились работать над решением спорных вопросов. По Ирану стороны нашли общий подход. «Существует еще возможность для дипломатического решения проблемы, связанной
с приобретением Ираном ядерного оружия», — отметил Обама.
Естественно, не осталась в стороне и ситуация в Сирии. «Согласились, что необходимо добиться прекращения насилия в этой стране, что необходим политический процесс, который предотвратит гражданскую войну», — сообщил президент США.
Владимир Путин свои впечатления от диалога по международным проблемам смог уместить всего в две фразы. «Мы поговорили о международных проблемах, включая сирийскую, и нашли много точек соприкосновения, — сказал он. — По всем вопросам мы продолжим наши контакты».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: