В Казани прошла первая встреча с населением членов антикоррупционной приемной при Общественной палате РТ. Большинство из людей, как оказалось, пришли в приемную «просто увидеть сочувствие» в глазах общественников, имеющих доступ к высоким чинам. Неудивительно, уставшие от постоянных отписок и хождения по различным инстанциям, люди давно потеряли веру в то, что коррупцию можно победить.
Напомним, общественная приемная создана для изучения коррупционных проявлений в Татарстане. В первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в республике выявлено в 1,5 раза больше преступлений коррупционной направленности. Так что можно смело констатировать: работы у приемной будет немало.
К началу приема в общественной палате собралось примерно 30 человек. Общественники разделились. На первом этаже людей принимал депутат казанской городской думы, член совета при президенте РТ по противодействию коррупции Ильдус Янышев. На втором — коллегия из общественников в лице зампредседателя общественной палаты РТ, руководителя общественной группы Татьяны Забегиной и председателя комиссии общественной палаты по вопросам развития институтов гражданского общества Кирилла Пономарева. Людей волновали абсолютно разные вопросы, но всех объединяло одно: приемную расценивают, как последнюю инстанцию.
Слушая различные истории, удивляешься, как люди годами ведут неравную борьбу с чиновниками за свои права. Публично в коридорах общественной палаты люди с уверенностью заявляют: коррупцию не победить. Однако, переступая заветный порог приемного кабинета, в душе каждый надеется: уж его-то вопрос точно решится благополучным образом. И уж общественники-то обязательно помогут.
Не без надежды собрались в приемной члены инициативной группы обманутых дольщиков. В 2006 году люди заключили договоры долевого строительства жилья, внесли деньги за будущие квартиры и стали готовиться к новоселью. Но вот со строящимся домом, застройщиком, и что самое удивительное, выписками из единого госреестра, стали происходить различные метаморфозы.
«Сложилась такая ситуация, что наши квартиры в регистрационной палате каким-то образом стали переоформляться на другую фирму без нашего согласия, — рассказывает дольщик Роман Байчурин. — Изначально застройщиком выступало ЗАО «Аграрный инновационно-технический центр». Затем фирма передала свои обязательства заказчика-застройщика в ООО «Инновационный технический центр», учредителем и директором которого является Эдуард Пирогов. Но стройку заморозили.
Пирогов и чиновники казанского исполкома пообещали всем дольщикам либо вернуть деньги, переуступив квартиры застройщику с 20%-ым дисконтом, что, естественно, было невыгодно, либо ждать обещанные квартиры. Теперь нас и вовсе принуждают повторно оплатить квартиры, за которые мы уже заплатили. Как будто наши деньги не приходили застройщику. Пирогов разослал всем дольщикам письма, в которых сказано, что деньги мы должны внести до 9 октября. Если этого не произойдет, с нами расторгнут договоры в одностороннем порядке. Получается, если я не оплачу, мою квартиру перепишут на третье лицо".
На руках у дольщиков, не без преувеличения, тома документов, квитанции об оплате квартир и письма из различных инстанций. Есть и выписки, взятые в госреестре в различные периоды.
«Выписка из регистрационной палаты постоянно меняется. Люди, заплатившие деньги, то выпадают из реестра, то снова в него включаются. На все вопросы, почему так происходит, в госреестре говорят „техническая ошибка, виновные уволены“, но ведь очевидно, что одни и те же квартиры продаются по несколько раз», — добавляет дольщик Гульнара Ахмадиева.
Непростая ситуация и у директора «Протезно-ортопедического центра» Владимира Суворова, который пришел в антикоррупционную приемную пожаловаться на систему госзакупок. Напомним, что в Татарстане более 60% госзаказов размещаются с нарушениями.
«С 2010 год,
а новым уполномоченным органом по реабилитации инвалидов и соответственно держателем средств стало министерство труда, занятости и социальной защиты РТ которое делегировало эти полномочия государственному комплексному учреждению развития отрасли и подготовки кадров (ГКУ). Опыта работы у них не было. За полтора года около 1 млрд. рублей были направлены аффилированным лицам на поставки оборудования для инвалидов, — полагает Суворов. — С 2013 года эта деятельность стала распространяться и на индивидуальные протезно-ортопедические изделия.Появилась фирма «Экспоторг», которая, не имея разрешительных документов на производство продукции и ни одного протезиста в штате, выиграла тендер на удовлетворение 45% потребностей в протезах нижних конечностей инвалидов-льготников со всего Татарстана. В настоящее время идет прессинг на инвалидов, в том числе предоставление заведомо ложной информации. Несмотря на то, что в торгах победили несколько фирм, работники соцзащиты направляют инвалидов в придуманную автоматизированную систему, которая, по большому счету, принуждает брать изделия исключительно у одной фирмы — «Экспорторг». Другие фирмы, также победившие в торгах, по сути, отсекают от рынка".
Владимир Суворов уверен — проблема в документации, которая некорректно была подготовлена чиновниками к торгам. Как следствие, к аукциону была допущена «своя» фирма, которая в данный момент осваивает бюджетные деньги. Именно с проверки документации решили начать общественники и заверили, что будут держать на контроле «ход заявления в прокуратуре», которое Владимир Суворов уже написал.
Случай Гадили Гимадеевой, в свое время известного в Татарстане журналиста, обратившейся в приемную с просьбой помочь в выделении жилья для престарелой сестры в Арском районе, поначалу показался общественникам лишенным коррупционной составляющей. Частный дом падает в овраг у реки, берег которой никто и никогда не укреплял. Казалось бы — частная собственность, решайте проблему своими силами. Но и тут общественники нашли «коррупционное но». Оказалось, что аварийный дом был включен в спецпрограмму, на которую, по словам Гимадеевой, было выделено порядка 10 млн. рублей. Но… деньги чиновники получили, а ситуация с падающим домом так и не изменилась.
«Мы искали зацепку и нашли. Один из моментов заключается в том, что оказывается, этот дом был включен в программу по борьбе с оползнями. Теперь мы берем этот вопрос на контроль. Общественная палата выяснит порядок включения домов в эту программу и собственно ход ее реализации», — заявила Татьяна Забегина.
Это лишь несколько частных случаев, рассмотренных членами общественной палаты в рамках одного приемного дня. 100%-ой уверенности, что они будут решены, нет ни у общественников, ни у самих заявителей. Первые обещают «докопаться до истины и постараться помочь». Вторые — продолжают верить, несмотря на убежденность в неискоренимости коррупции.
Общественники выслушали каждого, из кабинетов никого не просили, время приема никому не ограничивали. Люди, рассказывая свои истории, смеялись, поражались наглости чиновников, удивлялись собственной глупости и даже плакали… Практика первого дня работы приемной показала: большинству обратившихся граждан психологическая помощь намного важнее «громких посадок».
Юлия Амочаева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: