Промышленники Татарстана предлагают объявить «войну министерству финансов и банкам», чтобы спасти предприятия от гибели. Накунуне в Казани представители крупных заводов и чиновники встретились за круглым столом в Технополисе «Химград», чтобы обсудить проблемы российской промышленности в кризис. Свои предложения по ситуации они намерены озвучить на промышленной конференции «Страна живет, когда работают заводы», организованной Общероссийским Народным Фронтом, 8 июня в Москве.
Как оказалось, крупные промышленники видят главными оппонентами Центробанк и министерство финансов, проводящих экономическую политику, не увеличивающую объем денежной массы в стране. Стимулировать жизнеспособность экономики они предлагают денежными вливаниями, чего власти делать пока не хотят.
Руководитель аналитической службы «Камаза» Борис Морозов заявил, что если в ближайшее время денежная политика в стране не изменится, то экономика просто «сдохнет».
«Заводы работают тогда, когда в стране есть деньги. Наша соотечественница (Эльвира Набиуллина, глава ЦБ — ред.) устроила «минусовые» деньги для страны. И как бы мы с вами не дергались и не прыгали, экономика все равно сдохнет… Мы посылали в Центробанк Когогина, нам сказали: мы вам дали 600 млрд рублей, что вам еще от нас надо? Это крохи. Нужно, чтобы на 1\% роста ВВП денежная масса была +6, +8. Сейчас — 3.
Мы сдохнем, если не встанем народным фронтом на войну с министерством финансов и банками, они страну угробят", — уверен анатитик ОАО «Камаз».
Он утверждает, что ситуация на предприятиях как крупного, так и малого бизнеса в стране довольно тяжелая — только рынок грузовиков в кризис «просел» уже на 60\%, «Камаз» — на 10\% лучше падающего рынка, но от этого никому не легче, говорит он.
Крупные заводы обанкрочивают, а банковские ставки по кредитам делают невозможным какое-либо развитие промышленности, и в таких условиях ни о каком росте говорить нельзя, уверен глава «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафинат Яруллин.
«И если можно говорить, что крупные предприятия еще как-то выживают в такой среде, то малый бизнес умирает», — подтвержает он слова Бориса Морозова.
И даже поддержка от крупных предприятий в виде передачи части производств на аутсорсинг или закупку материалов у малого и среднего бизнеса им не поможет — оборонные предприятия ограничены в возможности сотрудничества с небольшими компаниями, а частный бизнес не может полностью «расщепить» свое производство.
Даже в Технополисе «Химград», по словам Рафината Яруллина, многие проекты в сложных экономических условиях просто «застряли». Заместитель генерального директора по работе с клиентами КИП «Мастер» Марсель Нурлыгаянов заявил, что арендаторы съезжают, а дебиторская задолженность растет.
Соотношение военной и гражданской продукции, изготовляемой на заводе, по итогам четырех месяцев впервые составило 57\% и 43\%, и это, по словам Хасанова, связано с повышением уровня качества гражданской продукции в стране. В этом году, на основании заказов, POZIS планирует реализовать продукцию на 7,5 млрд рублей, что превышает показатели 2014 года на 18,5\%.
Его предприятие, включенное в список наиболее важных для экономики России и получившее федеральные деньги в рамках программы поддержки, как оказалось, больше беспокоит прозрачность при исполнении госзаказа и просто возможность работать — по словам Радика Хасанова, в условиях, когда страна отдыхает январь и половину мая, высокой производительности ждать не стоит. Надеется он и на программу импортозамещения, потому что холодильники, производимые на заводе, на 51\% состоят из импортных комплектующих.
Но и программа импортозамещения не может стать панацеей, говорит председатель совета директоров «Казанского вертолетного завода» и сопредседатель регионального штаба ОНФ Александр Лаврентьев. Он признает, что страна не сможет выполнить все, что необходимо по программе импортозамещения. На данный момент на все проекты нужно порядка 1,5 трл рублей.
«Мы импортозамещение как заклинание говорим. Нужно представлять цифры. Если все, что предусмотрено промышленным комплексом, инвестиции требуются порядка 1,5 трлн рублей. Это колоссальная цифра», — отметил он.
Практически вся промышленность Татарстана на сегодняшний день зависит от импорта. По словам Лаврентьева, наиболее серьезные сложности ощутила химическая промышленность, ввозившая из-за рубежа технологии, оборудование, катализаторы.
«Когда мы начали разбираться в этом вопросе, то у нас только по одним предприятиям химии появилась огромная книга по статьям. Никого раньше это не волновало, а сейчас, когда „клюнул“, начали этим заниматься», — признается он.
И понятно, что у государства этого 1,5 трлн рублей нет. По мнению Лаврентьева, Центральный банк должен способствовать росту денег в экономике — в том числе, напечатав их.
Татарстан намерен получить поддержку государства по 120 программам для промышленных предприятий. По словам руководителя ОНФ в Татарстане, субсидии уже получили 20 заводов.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: