Новости
26 Мая 2014, 18:00

Промышленная революция Владимира Путина

Очередная экономическая программа президента Путина, озвученная им на пленарном заседании 18-го Петербургского международного экономического форума, оказалась здравой по сути, но таящей множество подводных камней. Куда двинется промышленность России?

В своем выступлении в пятницу Владимир Путин дал эффектный ответ на усложнившуюся экономическую обстановку в стране, которая и до известных событий на Украине не внушала оптимизма — стране нужна промышленная революция.

«Вместе с тем, Россия столкнулась с общим замедлением темпов экономического роста. Причины носят как внешний, так и, надо прямо сказать, внутренний характер. Дают о себе знать и системные дисбалансы, накопившаяся в экономике неэффективность, однобокость развития.

Для России такое торможение, рост с темпами ниже мирового ВВП — это очень серьёзный вызов, мы должны на него, безусловно, ответить".

Как же подстегнуть темпы отечественного экономического роста?

«При этом мы понимаем: чтобы демонстрировать устойчивые высокие темпы роста, стране недостаточно отдельных даже крупных проектов. России нужна настоящая технологическая революция, серьёзное технологическое обновление, нам необходимо провести самое масштабное за последние полвека технологическое перевооружение наших предприятий».

И далее президент кратко разворачивает картину этого технологического перевооружения в 7 пунктах. Суть предложенных мер — государство обеспечит бизнес дешевыми деньгами для инвестиций в новые производства и технологии.

Что же предлагается и какие вопросы возникают при внимательном взгляде на предложения Путина?

Дать широкий доступ к дешевым и долгим по срокам инвестиционным ресурсам, используя механизм проектного финансирования. Причём конечная стоимость таких кредитов не должна превышать уровень инфляции плюс один процент.

Старая idea fix советника президента Сергея Глазьева по поддержке экономики. Он часто обращал внимание на недостаточность долгосрочного кредита для освоения сложных производств. Такая ситуация сложилась из-за того, что процентная ставка по таким кредитам выше нормы рентабельности в обрабатывающей промышленности.

Отметим, что при всей привлекательности формулы есть и опасности. Так, широкомасштабное кредитование на таких нерыночных условиях может спровоцировать коррупционные риски.

Кроме того, проблемы «вписывания» процентной ставки по таким кредитам в среднюю норму рентабельности эта мера не решает. По официальным оценкам Росстата, в очень благополучном 2012 году рентабельность активов в отечественной экономике не превышала 6,1%, а реализованных товаров и услуг — порядка 8,6%, что заметно ниже стоимости кредитных ресурсов — 11−12% по краткосрочным рублёвым кредитам для крупных заёмщиков и 20−26% по среднесрочным кредитам для малого и среднего бизнеса из несырьевого сектора экономики.

Сегодня уровень инфляции за последние 12 месяцев составил 7,33%. При добавлении 1% стоимость кредитов составит 8,33%, что превышает среднюю рентабельность активов и почти равна средней рентабельности проданных товаров.

Налоговые льготы для новых инвестиционных площадок («greenfield-проекты») в пределах общего объема осуществляемых ими капиталовложений.

Идея, успешно прошедшая апробацию в Калуге, Санкт-Петербурге и Татарстане. В то же время, идея чревата угрозой искусственного завышения цен капиталовложений для получения льгот. Остро встают вопросы правильной экспертизы и оценки стоимости таких проектов. Возможно, имеет смысл использовать метод оценки «по аналогии», применяя стандарты, наработанные в успешных регионах.

Увеличение капитализации системно значимых российских банковских финансовых организаций, в том числе, путём конвертации субординированных кредитов в привилегированные акции, что позволит банкам расширить возможности по кредитованию экономики и удешевит кредиты.

Увеличение капитализации системных банков означает прямое списание ранее выданных субординированных кредитов за счет средств ЦБ РФ. Самое прямое поощрение «морального риска» для системно значимых банков, в которые и так за последние месяцы перетекли средства вкладчиков и клиентов из малых и средних банков, напуганных практически ежедневными отзывами банковских лицензий.

Резерв в федеральном бюджете, который может быть направлен на докапитализацию банков на 2015 год, оценивается в размере 85 млрд рублей.

Существенное упрощение процедур отбора и нвестиционных проектов и порядка предоставления государственных гарантий, сокращение срока принятия решений по таким вопросам. Для такой работы планируется создать специальный фонд развития отечественной промышленности.

Справедливое предложение, но здесь важно не «доупрощать» процедуры до резкого возрастания кредитных и коррупционных рисков. Выделяемые для работы специального фонда развития отечественной промышленности в 2015 году 30 млрд рублей крайне малы в масштабах российской экономики.

Форсированное импортозамещение, но без нарушений норм международной торговли, без ввода каких-либо ограничений и барьеров. Отрасли для такого форсажа: производство программного обеспечения, радиоэлектронное оборудование, энергетическое оборудование, текстильная промышленность и рынок продовольствия. Товары этих отраслей для государственных и муниципальных нужд будут закупаться исключительно или преимущественно у российских производителей.

Поддержка отечественного производителя — тот момент, который так или иначе пытаются проводить многие государства в современных условиях. Отказ ряда компаний от сотрудничества с Россией уже успел «обрадовать» местные компании, однако протекционизм в области госзакупок чреват падением качества продукции.

Поддержка предприятий, которые внедряют экологически чистые и безопасные технологии.

Механизм поддержки пока не обнародован. Скорее всего, он будет реализован через дестимулирующие меры к устаревшим и неэкологичным отраслям.

Устранение использования устаревшего оборудования и так называемых «грязных» технологий. В 2015 году будет проведена переоценка всех производственных фондов, а в 2015—2016 годах — специальная оценка рабочих мест предприятий промышленности, транспорта и связи. Неэффективные и неэкологичные производства будет обложены дополнительными налогами.

Дополнительная налоговая нагрузка на устаревшие фонды будет стимулировать модернизацию, но нужно дать бизнесу время подготовиться. Иначе нас ждет очередное повышение налогового бремени.

Отметим, что представители либерального подхода к экономике считают, что в первую очередь стране необходимо создание сильных институтов гражданской власти (независимый и справедливый суд, отсутствие взяточничества и др.), а массированные госинвестиции в инфраструктуру и промышленность сами по себе не являются ни необходимым, ни достаточным условием для роста.

Сейчас на любом российском рынке доминируют 3−7 компаний, что ведет к росту цен без роста качества и отсутствию интереса у компаний к модернизации производства. Они скорее будут в той или иной форме платить «откаты» за сохранение своих привилегий, чем повышать производительность труда. Почти везде есть локальные монополии, связанные с местной властью, выполняющие основные заказы по высоким ценам и с низкой производительностью труда. Доля малого бизнеса — 16% ВВП в России, на Западе — 60−70% ВВП.

Так что поиски Грааля, хранящего секреты роста российской экономики, продолжатся.

Альберт Бикбов

руководитель аналитического отдела портала TatCenter.ru

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: