Новости
30 Июня 2014, 07:00

Промышленная политика как искусство невозможного

Россия близка к принятию закона о промышленной политике.

«Железный канцлер» Пруссии Отто фон Бисмарк часто повторял: «Политика есть искусство возможного».

В российских условиях осмысленное векторное внимание государства к базовой отрасли экономики — промышленности — отсутствовало как класс. Была утрачена старая госплановская школа управления промышленностью, а взамен были получены неуклюжие, хаотичные и бессмысленные попытки государства что-то сделать для индустрии. С тоской и завистью мы смотрели на лучшие стандарты такой политики в развитых и развивающихся странах, сделавших ставку на рост промышленности.

Но, наконец-то, мы дожили до собственной «отечественной промышленной политики». Долгое время из уст разнообразных персон российской общественной жизни произносилось рефреном: «У нас нет промышленной политики, у нас нет промышленной политики. Она в наших условиях невозможна…» И за 20 лет экономических реформ все уже вроде бы привыкли, что ее как бы нет. Но это «невозможное» надо реализовывать, если страна хочет хоть как-то развиваться. И вот — на заседании правительства РФ был одобрен законопроект «О промышленной политике в Российской Федерации» и внесен на рассмотрение в Госдуму.

Так что же такое промышленная политика?

Согласно законопроекту:

«Промышленная политика — комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер государственного воздействия на промышленную деятельность, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной качественной продукции, повышение производительности труда, сбалансированное и стабильное развитие промышленности в целях социально-экономического развития и обеспечения безопасности Российской Федерации».

Но ведь как-то раньше обходились без промышленной политики. Например, есть федеральные целевые программы, есть отраслевые стратегии, с 2012 года появились государственные программы. И вроде бы всё должно быть понятно и структурировано, но на самом деле в промышленности никаких положительных сдвигов не наблюдается.

Рост ее топчется (при довольно высоких ценах на нефть) около нулевых значений, а инвестиции в этот сектор и вовсе снижаются. Это обусловлено, с одной стороны, дефицитом у предприятий свободных денежных ресурсов, которые они могли бы вложить в развитие производства, с другой — нарастающим разрывом между низкой рентабельностью бизнеса и процентными ставками по кредитам, доходящими до 15−20\% годовых. Разница эффективных ставок в России и, например, ЕС сегодня превышает 7\%.

Обрабатывающие отрасли сегодня требуют масштабного притока инвестиций, так как сейчас они аккумулируют чуть больше 13\% общего объёма вложений в российскую экономику — почти в 2 раза меньше, чем инвестиции в сектор услуг или транспорта и связи. Это говорит о нераскрытом потенциале роста и необходимости запуска дополнительных инструментов стимулирования развития промышленности и повышения её конкурентоспособности.

А для этого нужна законодательно закрепленная промышленная политика. Для того, чтобы и промышленность, и потребительские отрасли ориентировались и понимали, что государство нацелено на развитие этого сектора экономики.

Каковы новые механизмы промышленной политики, предлагаемые в законопроекте?

  • Специальный инвестиционный контракт. Это соглашение между инвестором, уполномоченным органом федеральной власти и высшим исполнительным органом субъекта федерации. Инвестор обязуется выполнить такие социально-экономические обязательства, как создание нового предприятия, выпуск не имеющего аналогов оборудования и высокотехнологичной продукции. В свою очередь, федерация и регион гарантируют инвесторам неизменность условий ведения бизнеса и обеспечивают разрешённую законодательством поддержку — это может быть льготное предоставление госимущества и земли, результатов интеллектуальной деятельности, преференций отраслевого характера, а также налоговых каникул.

Модель специального инвестиционного контракта уже была обкатана на аналогичном, по сути, режиме промсборки в автомобильной отрасли, обеспечившем во многих регионах дополнительную занятость и доходы бюджета. В других секторах промышленности такая практика не применялась — теперь мы хотим распространить её на другие индустрии. При этом обязательна так называемая «дедушкина оговорка». Это когда взятые на себя со стороны государства обязательства не будут меняться на срок исполнения взятых инвестором на себя обязательств, в данном случае, до 2025 года.

  • Налоговые льготы для новых предприятий. Льготы долгосрочные, до 2025 года. Это позволит увеличить объём собственных финансовых ресурсов, необходимых для развития производства. При текущем уровне рентабельности, составляющем менее 10\%, это крайне актуально.

Круг получателей налоговых льгот предлагается формировать путём составления перечня новых комплексных инвестпроектов, реализуемых в рамках приоритетных направлений промышленности. Он будет формироваться межведомственной комиссией и утверждаться распоряжением правительства. Состав льгот включает обнуление федеральной части налога на прибыль (2\%), предоставление возможности регионам снизить местную составляющую налога на прибыль (до 5\%) и налога на имущество. Тем самым субъекты Федерации смогут предложить инвесторам более благоприятные условия, стимулируя бизнес к созданию новых предприятий и расширению будущей налогооблагаемой базы.

  • Формирование индустриальных парков. Форсированное формирование промпарков должно стать стимулом для появления новых предприятий во многих регионах страны.

В России затраты на создание новых предприятий в 2−3 раза выше, чем в других странах. Хотя региональные власти и оказывают помощь, предоставляя землю и незначительные налоговые льготы, этого опять же недостаточно. Поэтому за семь лет в России создано около 50 потенциальных индустриальных парков, ещё 40 находится на этапе становления.

Для сравнения: в Южной Корее их более 500, объединяющих около 70 тысяч компаний, они обеспечивают 1,6 млн высокотехнологичных рабочих мест, и около 80\% их продукции идёт на экспорт. В других промышленно развитых странах — США, Евросоюзе, Китае — этот сектор ещё более масштабный. Необходимо сокращать отставание.

Индустриальный парк «Чистополь»

  • Субсидирование процентных ставок. Проблему стоимости кредитов помогают решать субсидиарные инструменты, позволяющие компенсировать от двух третьих до 90\% ставки рефинансирования. Это на сегодня основной инструмент, особенно в гражданских отраслях. Необходимо усилить объемы этого бюджетного механизма и устранить излишние бюрократические препоны для получателей таких субсидий.
  • Система отраслевых балансов. Добрая старая госплановская практика. В нынешних условиях это будет создание государственной информационной системы промышленности для контроля за состоянием промпроизводства и выстраиванием системы отраслевых балансов.

Сейчас российская промышленность явно разбалансирована. Можно привести пример в деревообрабатывающей отрасли, когда в одном из регионов создаётся производство, для которого недостаточно лесных балансов в этом регионе, но они при этом рассчитывают получать поставки леса из соседнего региона, а в соседнем регионе недозагружено собственное производство. Явно получается создание избыточных мощностей, которыми потом мы, собственно, будем заниматься и пытаться сохранить оба производства, что достаточно сложно.

Или в металлургии, когда каждый регион старается создать обязательно у себя крупное, или среднее, или малое металлургическое предприятие. При этом мало кто задумывается, что у нас дефицит металлолома. И есть даже определённые стимулы и в определённом смысле ограничения по вывозу этого металлолома на экспорт, для того чтобы перерабатывался этот продукт у нас в стране. А мы, к сожалению, не можем повлиять на эти процессы, поэтому государственная информационная система будет давать возможность чётких ориентиров в этом направлении.

Это не значит, что за счёт этого инструмента будут накладываться какие-то жёсткие ограничения на бизнес-решения. Появятся правильные ориентиры для регионов, где есть, например, дефицит мощностей в импортозамещающих направлениях.

Но самое главное — соблюсти правильный баланс между поддержкой отдельных отраслей, с одной стороны, и сохранением рыночного характера нашей экономики, недопущением применения необоснованных льгот, субсидий и так далее с другой стороны. Это самый главный вопрос, который новый закон всё же оставляет, и который стоит перед всеми нами.

Важна поддержка баланса между собственно мерами развития промышленности и укреплением конкуренции, то есть, допускать излишний протекционизм в ущерб развитию конкурентной среды так же недопустимо, как забывать про соответствующие меры поддержки промышленности.

Так что промышленная политика в таком звучании будет и «искусством возможного, и даже невозможного». Но начинать-то надо!

Альберт Бикбов

руководитель аналитического отдела портала TatCenter.ru

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: