Достижение столь значительного экономического эффекта обеспечило четкое взаимодействие трех хозяйствующих субъектов, где в роли «давальца» сырья выступает ООО «Татнефть-Нефтехимснаб», с функцией «переработчика» успешно справляется ОАО «Нижнекамскшина», а ООО «Торговый дом «Кама» выполняет обязанности «комиссионера».
Процессинговая схема позволила четко и ясно понимать экономику затрат и провести большую работу по их снижению на заводах «Нижнекамскшины» при одновременном повышении зарплаты шинникам, что я считаю очень правильной тактикой управляющей компании и руководства НКШ, — комментирует ситуацию исполнительный директор ООО «Торговый дом «Кама» Ринат Биктимеров. — Наряду с внедрением давальческой схемы, обеспечившей прозрачность сырьевых и финансовых потоков, в прошлом году у нас удачно сложился и рынок сырья, — продолжает Ринат Наилевич — фирма «Татнефть-Нефтехимснаб», несмотря на определенные трудности, успешно справилась со своей задачей, сумев где-то сэкономить на его закупках, что также повлияло на конечный финансовый результат. И третья составляющая — проведение нашими специалистами непростой работы по повышению стоимости камских шин, что стало возможным благодаря проведению в 2007 году эффективной рекламной компании и маркетинговых мероприятий. Итогом этой работы стало удорожание продукции шинников на 17%, что отечественный рынок воспринял весьма безболезненно: сегодня на нем ощущается даже некоторый дефицит камских шин. Причем 17-процентное повышение ценовой планки, считает Р. Биктимеров, не предел — цены на камские шины постепенно будут расти и дальше, выражая, тем самым, их преимущество в качестве.
Иными словами, Торговый дом проводит политику постепенного и постоянного повышения цен на свою продукцию, что для потребителя, конечно, накладно. Но не следует сбрасывать со счетов, что камские шины намного дешевле импортных, хотя по качеству практически ни в чем им не уступают. Особенно это касается шин, выпускаемых под брендом КАМА ЕURO. По утверждению специалистов, они полностью соответствуют импортным аналогам, хотя по цене дешевле их на 30−40%. Так что покупатели имеют право выбора — в зависимости от возможностей они могут приобретать продукцию Торгового дома по низким (шины «Кама») или более высоким (КАМА EURO) ценам.
Кстати, в прошлом году закончился двухлетний период успешной «раскрутки» бренда КАМА EURO — шины нашли своего потребителя и сегодня рекламно-маркетинговая служба Торгового дома «Кама» уже настраивается на «раскрутку» новой линейки шин этого бренда, предполагающей новую конструкцию, материалы, рисунок протектора. При этом, очевидно, будет использовано ноу-хау Торгового дома, успешно обкатанное в ходе предыдущей рекламной кампании. Суть его проста: отказавшись от размещения рекламных роликов на каналах ТВ в виду их дороговизны, маркетологи ТДК сделали ставку на промоакции, двинув свою рекламу в регионы — места продаж. При покупке камских шин потребитель на территории всей страны получает регистрационный купон, используемый затем в качестве лотереи, по которой разыгрываются ценные призы (ноутбуки, мобильные телефоны
Розничную сеть — на анализ
В зоне особого внимания Торгового дома «Кама» сегодня находится реализация принятой два года назад Программы развития общероссийской розничной сети, финансируемой компанией «Татнефть». Ее выполнение специалисты ТДК начали с установления полного контроля над ценообразованием на предприятиях торговли, основательно разобравшись при этом как в самом механизме ценообразования, так и в принципах формирования магазинами наценок на реализуемую продукцию, что было крайне важно для развития розничной сети.
Для решения этой задачи, — говорит Р. Биктимеров, — мы создали службу мерчендайзеров, которая занялась анализом цен в магазинах и контролем наличия на прилавках всего ассортимента шин, поступающих в розничную сеть. Под нашим контролем сегодня находится около 1000 магазинов, расположенных в крупных городах России с населением от 250 тысяч человек и выше. Абсолютно прозрачным для нас стал также механизм формирования наценок и их «авто
ры». Это позволяет нам воздействовать на сбытовые сети с тем, чтобы они предоставляли для потребителя наиболее приемлемые цены.
Прогнозирование спроса на рынках сбыта — другое не менее важное направление деятельности Торгового дома «Кама», практикуемое им уже не первый год. Исходя из того, что наибольший сезонный спрос на продукцию ТДК наблюдается весной и осенью, специалисты ТДК пошли по пути создания складских запасов шин. Процесс их накопления, происходящий зимой, идет с фиксацией цен на продукцию. При этом маркетологи и экономисты Торгового дома имеют четкое представление о том, в какие сроки и какая модель шины будет произведена; какие средства затрачены на ее производство и по какой цене ее можно будет продать; когда она поступит на склад и уйдет в торговлю. Подробный анализ текущей ситуации вкупе с мониторингом рыночной конъюнктуры позволяет Торговому дому «Кама» всегда быть «на коне», увеличивать свою долю на рынке, более рационально загружать производство и, в итоге, получать больший экономический эффект.
Для вас, иномарки !
В минувшем году Торговый дом «Кама», взявшись за комплектацию камскими шинами российских предприятий, занимающихся сборкой иномарок, стал одними из крупнейших в России поставщиков в этом сегменте. Особенно хорошие отношения у ТДК сложились с известной американской корпорацией «Дженерал Моторс». Сотрудничество с ней начиналось с комплектации камскими шинами автомобилей, выпускаемых совместным предприятием «Джи Эм-АВТОВАЗ». Затем ТДК стал одним из основных партнеров этой фирмы при поставке шин для сборки автомобилей компанией «ДМ» на Украине и в Польше.
Нашими шинами сейчас комплектуются автомобили моделей «Шевроле-Лачетти» и «Авео», которыми владеет «Дженерал Моторс», — говорит Ринат Биктимеров. — Мы поставляем также шины в Таганрог на сборку автомобилей «Хюндай» и ведем при этом переговоры со всеми автопроизводителями, которые планируют построить у себя заводы по сборке иномарок. С вводом в эксплуатацию производства грузовых ЦМК-шин планируем также наладить их поставку на завод в Калуге, который начинает строить компания «Вольво-Ман». Снижение же долей поставок на «АвтоВАЗ» и «КамАЗ» объясняется тем, что у нас есть очень мощный спрос на розничном рынке, что дает более впечатляющие результаты.
Не менее эффективно работает дилерская сеть Торгового дома «Кама», построенная на базе дочерних предприятий. По словам Р. Биктимерова, специалисты ТДК на сегодняшний день полностью завершили работу по созданию зависимой сбытовой сети дочерних предприятий, охватывающей фактически всю Россию, страны СНГ и дальнего зарубежья. «Дочки» Торгового дома «Кама» сейчас работают в крупных странах СНГ (Казахстан и Украина) и, естественно, на всей территории Российской Федерации. Поэтому вопрос создания новых дочерних предприятий, в отличие от вопроса повышения эффективности продаж, перед нами сегодня не стоит. Речь идет, прежде всего, о расширении доли реализуемой ТДК продукции на отечественном рынке шин. Если в грузовом сегменте на долю Торгового дома «Кама» сегодня приходится 48% от общего объема шин, реализуемых на российском рынке, то в легковом пока в пределах 20%. И, хотя это отвечает спросу, имеющемуся сегодня на этом рынке, ТДК в случае роста спроса имеет возможность существенно повысить и этот процент.
В 2008 году, как и в предыдущем, Торговому дому «Кама» предстоит реализовать 12,5 млн штук шин; еще более расширить свое присутствие в комплектации иномарок; начать работу по продвижению новой линейки шин КАМА EURO; повысить эффективность реализации через сбытовые сети и приступить к созданию собственных фирменных магазинов в Татарстане, начав эту работу с Казани. Все эти задачи, считает Ринат Биктимеров, реальны и потому выполнимы.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: