Снижение заказов не связано с якобы низкой конкурентоспособностью российского нефтегазового оборудования, которое сегодня производят и успешно экспортируют многие предприятия оборонно-промышленного комплекса. Основная причина в стремлении российских нефтяных компаний минимизировать расходы на развитие отрасли: геологоразведку, бурение, обновление оборудования. Средства направляются только на увеличение добычи, нередко с нарушением проектных режимов эксплуатации, и последующего экспорта сырья.
За последние годы существенно увеличилась доля иностранных подрядных организаций в объеме заказов российских нефтегазовых компаний. Такой масштабной экспансии иностранных геофизических, геологоразведочных, буровых и иных сервисных компаний никогда не наблюдалось. Нефтяной комплекс садится на «импортную иглу», сознательно обрекая себя на зависимость от иностранной техники и технологий. Не является также секретом, что закупки через офшорные фирмы, завышение цен при импорте оборудования и заказы работ иностранным сервисным компаниям являются одним из основных способов перевода нефте- и газодолларов за рубеж.
Недостаточное внимание государства к данной проблеме привело к тому, что благоприятная конъюнктура мирового рынка не привела к повышению инвестиционной активности сырьевых компаний и созданию рабочих мест в российской промышленности. Об этом свидетельствует и ситуация в отечественном нефтегазовом машиностроении.
Известно, что МПР России проводит важную работу по пересмотру лицензионных соглашений с нефтяными компаниями. Прежние соглашения не обеспечивали комплексное и рациональное использование недр. Вместе с тем, при пересмотре лицензионных соглашений МПР России не учитывает интересы развития смежных отраслей экономики, которые заняты техническим перевооружением нефтегазового комплекса. От заказов нефтяников и газовиков зависят предприятия Пермской, Свердловской, Челябинской, Нижегородской областей и многих других регионов России. На производство продукции для ТЭК ориентирована значительная часть отечественной металлургии, машиностроения, большая группа предприятий оборонного комплекса.
Государственные интересы требуют, чтобы в лицензионных соглашениях имелись требования, обеспечивающие развитие предприятий нефтегазового комплекса на основе продукции российской промышленности. Так можно обеспечить развитие внутреннего рынка и снизить затраты на добычу полезных ископаемых.
Пересмотр лицензионных соглашений создает уникальную возможность технического перевооружения сырьевых отраслей и приданию мощного инвестиционного импульса для развития смежных отраслей отечественной промышленности. Однако, рассмотрев предложения российских производителей нефтегазового оборудования, заместитель министра природных ресурсов РФ В.Г. Степанков отмечает (письмо ВС-16−47/7175 от 8.10.04), что «в данном случае можно говорить о необоснованном вмешательстве государства в предпринимательскую деятельность, осуществляемую пользователем недр, что не соответствует провозглашенным целям избавления экономики от излишнего государственного администрирования».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: