В Татарстане продажа энергетиков запрещена
Минувшим летом депутаты Госсовета РТ одобрили поправки в скандально известный «антирюмочный закон», запрещающие продажу в Татарстане слабоалкогольных тоников с содержанием этилового спирта от 1,2 до 9% объема готовой продукции, а также слабоалкогольных напитков, содержащих кофеин и другие тонизирующие компоненты в соответствии с ГОСТ Р 52 845−2007.
Отметим, что аналогичные запреты действуют в ряде российский субъектов, и на прошедшей неделе уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов попросил минюст проверить законность подобных ограничений, посчитав их нарушающими права, как предпринимателей, так и потребителей.
Между тем, запрет может в полную силу не заработать и без претензий бизнес-омбудсмена. Как рассказали TatCenter.ru опрошенные эксперты, закон принят, но действующих механизмов его реализации до сих пор нет.
К примеру, МВД не заключило никаких соглашений с органами власти субъектов, поэтому контролировать исполнение закона никто не будет — полиция просто отказывается предпринимать соответствующие меры в отношении нарушителей, пояснила в беседе с корреспондентом TatCenter.ru президент межрегиональной общественной организации поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди» Ольга Косец.
«На уровне субъектов те законы, которые приняты, сейчас не исполняются, потому что нет заключенного соглашения между министерством внутренних дел и субъектами. То есть, закон о том, что эти соглашения должны быть заключены, принят еще в июле 2014 года, и подписал его Владимир Путин. Но до сих пор ни одного соглашения с субъектами не подписано. То есть, не факт, что полиция на местах будет контролировать соблюдение запретов», — рассуждает Ольга Косец.
Кому запрет не писан…
В Татарстане инициатором законопроекта о запрете на продажу алкоэнергетиков выступила депутат Госсовета РТ от «Единой России» Ксения Владимирова. Но и она не уверена, что закон станет «исчерпывающей санкцией» против продажи энергетиков — производители будут «подстраиваться» в новых условиях и искать пути обхода поправок.
«Я благодарна своим коллегам за то, что мы этот законопроект приняли. Но мы сталкиваемся с тем, что производители энергетических напитков видоизменяют название, состав, и продолжают продавать свой товар.
Ситуация такая же примерно, как с курительными смесями, для которых почти каждый месяц выходят новые составные вещества, еще не входящие в список запрещенных", — поясняет Ксения Владимирова.
Напомним, идеи законодателей объяснялись заботой о здоровье населения — влияние на организм человека таких напитков, по мнению экспертов, губительно.
«Вкусовые качества слабоалкогольных энергетиков позволяют скрывать вкус этилового спирта, благодаря использованию кофеина, а также многочисленных вкусовых добавок и ароматизаторов. У подростков формируется стереотип, что слабоалкогольный тонизирующий напиток практически ничем не отличается от обычных газированных неалкогольных напитков. Постепенно слабоалкогольный энергетик заменяет обычные напитки и служит уже просто для утоления жажды, а через небольшой промежуток времени формируется алкогольная зависимость», подчеркивалось в пояснительной записке к принятому в Татарстане закону.
Не удивительно, что эксперты выступают за полный запрет продажи алкоэнергетиков в России, несмотря на протесты производителей и бизнеса.
Как говорит Ксения Владимирова, большинство потребителей алкоэнергетиков — девочки от 14 лет.
«Я долго изучала этот вопрос, то воздействие, которое оказывают вещества, содержащиеся в напитках, очень вредит организму человека. По последним данным, потребление энергетических напитков в 80% случаев приходиться на детей. Я не побоюсь этого слова, на детей в возрасте от 14 лет. Из них больше 60% — девочки, будущие матери», — сетует она.
Решит ли проблему федеральный закон?
За здоровье подрастающего поколения ратует и депутат Госдумы РФ Андрей Крутов, однако он призывает разделять просто энергетические напитки и алкоэнергетики.
«Алкогольные энергетик
и — это вещь очень специфическая. Я бы даже не стал их сравнивать с алкоголем и табаком, которые тоже запретили продавать в нестационарных объектах. Нигде в мире нет такого, что табак продается только в гипермаркетах или в больших магазинах. Там были разные оценки. За несколько лет перемещение выручки из малого сектора бизнеса в большие сетевые магазины составило около 3 трлн рублей. Вообще, эти товары составляли до 70% выручки у малого бизнеса.С точки зрения доступности для детей и подростков ничего не меняется, когда это все продается в сетевых или несетевых магазинах. Мы говорили, когда обсуждались запреты продажи алкоголя и табака, что понятно, что за здоровье населения надо бороться. Но, во-первых, это никакая не борьба, а профанация, а во-вторых, это просто похоже на какую-то конкурентную борьбу сетевых компаний с малым бизнесом. По сути, это и произошло. По стране было потеряно несколько сотен тысяч рабочих мест", — пояснил Крутов корреспонденту TatCenter.ru.
До тех пор, пока в стране не будет федерального закона на ограничение продажи алкоэнергетиков, контролировать ситуацию будет довольно сложно, уверена Ольга Косец.
По ее словам, Госдума работает над проектом соглашения, которым МВД могло бы регулировать действие закона и применять санкции в отношении предпринимателей-нарушителей. Законы субъектов, регулирующие запрет на продажу алкоэнергетиков, в Думе предлагают перевести в федеральный административный кодекс.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: