Новости
03 Августа 2006, 13:13

Прогулки по Казани: улица Каюма Насыри

В начале XXI века в мире все более популярным становится культурологический туризм. Для полного погружения в ту или иную историческую атмосферу строятся целые стилизованные комплексы. В Казани ничего подобного возводить не надо, пока существует уникальная атмосфера улиц Старо-Татарской слободы. К сожалению, эта заповедная территория города теряет свою целостность.

Улица Каюма Насыри — центральная и одна из самых богатых аристократических улиц Старо-Татарской слободы. Здесь издавна селились знатные татарские семьи, купцы-промышленники, представители высшего духовенства.

Старо-Татарская слобода — историческая часть Казани, сохранившаяся с XVI века как средоточие татарской городской культуры. Это единственный в мире сохранившийся памятник городской культуры татарского народа XVIII — начала XX вв.
Слобода расположена в центре города, на берегу озера Кабан и протоки Булак. Формироваться эта уникальная территория города начала после завоевания Казани в 1552 году войсками Ивана Грозного, когда часть татар была выселена на берега озера Кабан. На протяжении веков слобода являлась религиозным и общественным центром татарского населения Казани, районом, где концентрировалась татарская культура, торговля и промышленность. Здесь функционировал знаменитый «Восточный клуб», где собирались представители татарской культуры и общественности, работала первая татарская профессиональная театральная труппа «Сайяр», первая публичная мусульманская библиотека, располагались редакции большинства татарских газет, действовали учебные заведения, в том числе знаменитые татарские медресе «Мухаммадия», «Марджания» и «Касимия». Архитектурный облик слободы составляют особняки, дома и усадьбы татарской буржуазии и средних слоев населения, мечети, гостиницы, производственные здания. В 1998 году постановлением главы администрации Казани на территории слободы образована историко-культурная заповедная территория «Иске Татар бистэсе» («Старо-Татарская слобода») — комплексный памятник градостроительства, ландшафта, истории и архитектуры, расположенный на 88 гектарах исторического центра города, включающий 75 памятников истории и культуры.

Улица появилась в середине XVIIXVIII вв. Свое первоначальное название — Захарьевская — получила от находившейся на ней церкви «Захарии и Елизаветы», разобранной из-за ветхости в 1825 году. В 1930 году улица названа в честь татарского ученого-энциклопедиста Каюма Насыри (1825−1902).

В самом начале улицы находится дом Казаковых (Насыри, 3). Двухэтажное здание в классицистическом стиле построено по проекту архитектора П.В.Тихомирова в 1853 году. Бывшие владельцы дома Казаковы — известные казанские купцы и общественные деятели. В начале XIX века потомственный почетный гражданин Мухаммадзян Казаков вел торговлю с Персией и Кавказом, его потомок Мухаммадшакир занимался строительством и покупкой доходных домов. В начале XX века сыновья Мухаммадшакира учредили товарищество «Торговый дом братьев Казаковых и Ко», занимались благотворительностью, жертвовали средства на строительство мечетей. Табличка на здании указывает, что дом является архитектурным памятником XIX века. В XXI веке дом Казаковых имеет вид неприглядный — обгоревший фасад и выбитые окна.

Соседний дом — также памятник архитектуры — находится в подобном состоянии. Это дом Кушаевых (Насыри, 5), построенный в 1862 году архитектором П.В.Тихомировым. Из династии казанских купцов Кушаевых наиболее известны ее родоначальник Муртаза Кушаев (1790−1869), основатель фирмы по оптовой продаже бакалейных изделий и Абдрахман Кушаев (1862-после 1917), гласный Казанской городской думы, попечитель Первой соборной мечети Казани и медресе «Марджания». Двухэтажный дом купцов Кушаевых когда-то имел антресоли, остекленную веранду над входом и въездные каменные ворота. Рядом с домом располагался флигель и кирпичные службы. Здание представляет собой тип купеческой усадьбы, широко распространенного среди татарского населения Казани во второй половине XIX века. Здание флигеля Кушаевых ныне в полуразрушенном состоянии, а соседние жилые дома, построенные в конце XIX века, и вовсе уничтожены.

На другой стороне улицы стоит двухэтажный бревенчатый жилой дом, построенный во второй половине XIX века. Мемориальная табличка на здании указывает, что улица названа в честь татарского ученого-просветителя, педагога и писателя Каюма Насыри.

В соседнем доме (Насыри, 10) в 1858—1889 годах жил соратник Насыри, татарский ученый Шигабутдин Марджани (1818−1889). Дом выдающегося философа, историка и просветителя Марджани был своеобразным центром в Старо-Татарской слободе. Здесь бывали представители духовенства, деятели науки и культуры, купцы. Двухэтажный полукаменный дом в классицистическом стиле был построен в 1858 году. Внешнее декоративное оформление дома представляет собой пример использования господствующих русских приемов и ордерных форм в деревянном зодчестве казанских татар. Ныне здание утратило свою полихромность, утрачены ворота, появились пристрои, произведена частичная внутренняя перепланировка.

Рядом — одноэтажное здание на цокольном этаже с резными наличниками в классицистическом стиле (Насыри, 12). Вторая часть здания — кирпичная с кирпичными же проездными воротами. Здание построено во второй половине XIX века.

Напротив дома Марджани — два здания, принадлежавшие казанскому купцу и общественному деятелю Бурганутдину Муллину (Насыри, 11,13). Купец Муллин торговал чаем и сахаром. Являлся гласным Казанской городской думы и членом городской управы. Несколько лет был старостой Казанского татарского купеческого общества. Пожертвовал средства на строительство медресе «Марджания», открытие Мусульманского благотворительного общества. Дом и флигель Муллина построены в конце XIX века. Дом — типичный памятник татарского народного зодчества.

Достопримечательностью улицы является мечеть Марджани (Насыри, 17). Это одна из первых каменных мечетей Казани. Подробнее о мечети.

Недалеко от мечети на месте снесенных деревянных зданий возводятся новые постройки.

На четной стороне улицы — двухэтажный дом, принадлежавший в XIX веке Юнусовым (Насыри, 24). Основатель династии казанских купцов, предпринимателей и общественных деятелей Юнусовых Мухаммадрахим владел кожевенным заводом в Казани. Его потомкам принадлежали мыловаренные, свечные, юфтовые, бумаго-прядильные производства. Юнусовы основали и содержали Мусульманский детский приют, пожертвовали деньги на строительство Юнусовской, сенной и ряда других мечетей. Дом Юнусовых построен в 1858 году по проекту архитектора П.Т.Жуковского. Здание в классицистическом стиле обшито тесом и узкой рейкой.

Вторая мечеть на улице Каюма Насыри — Апанаевская (Насыри, 27). Если мечеть Марджани имеет парадный вид, который не портит строительный кран, то Апанаевская мечеть, загороженная лесами, выглядит довольно уныло. Подробнее о мечети.

Рядом с Апанаевской мечетью — угловое кирпичное здание со скошенным углом, в XIX веке это был жилой дом. Здание построено в стиле эклектики.

Несколько уникальных строений, расположенных в этой части улицы Каюма Насыри вплоть до тупика на пересечении с улицей Сафьян, до наших дней не сохранились.

В неплохом состоянии находится памятник жилой архитектуры XIX века — дом Исанбаевых (Насыри, 33).

Сохранился дом (Насыри, 38), в котором в 1929—1969 годах жил известный татарский ученый-филолог, педагог и просветитель автор учебников татарской литературы для средних школ Якуб Халилович Агишев (1899−1972).

В конце улицы (Насыри, 40) — дом З.Б. Усманова. Купец Зиганша Усманов владел мастерской по производству карет, пожертвовал средства на строительство мечети в Казани (современная Султановская мечеть). Его сын построил при мечети медресе и был бессменным попечителем и содержателем этого учебного заведения. Дом Усманова построен в 1853 году по проекту архитектора А.И.Песке. Здание представляет собой архитектурный памятник в стиле классицизма.

Дом Апанаевых (Насыри, 37), один из старейших купеческих домов Старо-Татарской слободы сегодня находится в удручающем состоянии. Кирпичное двухэтажное здание было построено по заказу купцов Апанаевых во второй половине XVIII века. Династия казанских купцов, предпринимателей, религиозных и общественных деятелей Апанаевых известна с XVII века. Апанаевы в разное время владели кожевенными и мыловаренными заводами, широко занимались благотворительной деятельностью. В прошлом фасад дома имел ярко выраженные черты подражания классицизму: фронтон над центральной частью фасада, круглые лепные медальоны над окнами и др. Нижний этаж дома был занят кладовыми. Огромный двор с двух сторон окружался складами. Рядом с домом был плодовый сад, выходивший на озеро Кабан. Сад заканчивался обрывом, выложенным кирпичом с парапетом наверху и складскими помещениями в толще обрыва. При реконструкции в 1960−70-х годах дом Апанаевых был надстроен третьим этажом. Сегодня пустующий дом Апанаевых обнесен металлическим забором

Завершает улицу второй дом Апанаевых, расположенный на пересечении улиц Насыри и Сафьян. Двухэтажное каменное здание периода раннего классицизма с элементами, характерными для барокко, построено во второй половине XVIII века. Это типичный образец жилого купеческого дома. Во дворе находились обширные службы с традиционными навесными остеклененными галереями, соединявшиеся с домом.

Рядом активно ведутся строительные работы — воздвигается современная многоэтажка. А до памятников старины, похоже, никому нет дела.

Использованные материалы:

  • Амиров К.Ф. Казань: где эта улица, где этот дом? Справочник улиц города Казани. Казань, 1995.
  • Казань в памятниках истории и культуры. Казань, 1982.
  • Республика Татарстан: Памятники истории и культуры. Каталог-справочник. Казань, 1993.
Новости
12 Декабря 2024, 09:58

Искусственные елки к Новому году выбирают 84% казанцев

Остальные предпочитают ставить натуральные деревья.

В Казани 84% жителей предпочитают ставить дома к Новому году искусственную елку, оставшаяся часть из числа опрошенных покупает натуральные деревья. Такие данные приводит сервис «Авито Товары».

76% жителей столицы РТ хранят советские елочные игрушки. Еще 59% казанцев украшают свою елку раритетными игрушками. Более 40% казанцев ставят елку за неделю до Нового года, шесть процентов из числа опрошенных — 31 декабря.

Ранее TatCenter писал, что Казань попала в топ-5 популярных направлений на Новый год.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: