По словам министра экономического развития РФ Эльвиры Набиуллиной, скорее всего, для грузовых автомобилей будет применен тот же механизм функционирования программы, как и для легковушек. Размеры премий за сданный в утиль грузовик или автобус составят от 60 до 350 тысяч рублей — в зависимости от типа машины.
Напомним, в начале июня с инициативой расширить действие программы по утилизации старых автомобилей на грузовики выступил Союз транспортников. Он направил председателю комитета Госдумы по транспорту Сергею Шишкареву соответствующее предложение. Согласно разработанной Союзом схеме, сдавать в металлолом предлагается машины старше 10 лет с двигателями, соответствующими экологическим нормам «Евро-1» или ниже, а утилизационный сертификат на сумму 120 тысяч рублей выдавать только на собранные в России грузовики с моторами не ниже «Евро-4», сообщает Lenta.ru. 30 июня, премьер-министр Владимир Путин поддержал инициативу распространения действия программы утилизации и на грузовые автомобили.
Варианты программы
30 июня на совещании в Минпромторге РФ, менеджерам ГАЗа, КАМАЗа, ЗиЛа и автобусного завода «Волжанин» были предложены два варианта программы, рассказал «Ведомостям» директор КАМАЗа по маркетингу Ашот Арутюнян. Первый вариант предполагает выдачу утилизационных премий владельцам старых грузовиков, которые решат сдать их на утилизацию; суть второго — запретить использование грузовиков старше 28 лет, а их владельцам продавать новые машины со скидкой в 120 000 руб. Всего в России около 52 000 грузовиков такого возраста, но если установить возраст отсечения в 25 лет, то их будет уже около 440 000 штук, а такое количество избыточно, считает Арутюнян. По его словам, второй вариант принят чиновниками за основу программы.
Кроме того, на совещании было решено создать рабочую группу из чиновников Минпромторга, Минтранса и, возможно, Минэкономразвития, а также представителей автопроизводителей. Предложения, высказанные на встрече, по словам одного из участников, написаны под КАМАЗ и они не учитывают утилизацию среднетоннажных грузовиков и автобусов, срок службы которых около 10 лет, и таких машин старше 28 лет просто нет. Предложения разрабатывались только для сегмента тяжелых грузовиков, на которых специализируется КАМАЗ, соглашается Арутюнян, но рабочая группа должна разработать варианты и для других сегментов.
Нет согласия и по размеру утилизационной премии: она должна зависеть от типа автомобиля, но Минпромторг хочет утвердить единую сумму для всех, поскольку иначе программу будет сложно администрировать. Премия должна составлять 60 000−350 000 рублей в зависимости от типа машины, заявила министр экономразвития Эльвира Набиуллина: всего потребуется 2−3 млрд. рублей. Если утилизировать половину тяжелых грузовиков по схеме, предложенной КАМАЗом, получается около 3 млрд. рублей, отмечает Арутюнян. Однако некоторые автопроизводители считают, что на программу нужно не менее 10 млрд. рублей.
Кому будет выгодна программа утилизации грузовиков?
В свою очередь участник первой программы по утилизации старых авто заместитель генерального директора ООО «КАН-Авто» Сергей Чернов считает, что в Республике Татарстан программа по утилизации старых грузовых машин станет очень популярной.
Сергей Чернов:
— В Татарстане очень много КАМАЗов, поэтому программа будет пользоваться успехом у населения. Лично я к новому проекту отношусь только положительно. К тому же на заводе ОАО «КАМАЗ» произошло обновление модельного ряда, так что у водителей будет выбор, чтобы совершить покупку. От того, насколько высокими будут объемы продаж по программе утилизации старых грузовиков и автобусов, будет зависеть работа жителей Набережных Челнов, задействованных на предприятии ОАО «КАМАЗ».
Союз автомобильных грузовых перевозок при Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Республики Татарстан поддерживает программу по утилизации старой грузовой автотехники, но считает необходимым условием для стабильной работы проекта создание комфортных условий деятельности грузоперевозчиков Татарстана.
Вячеслав Лаврентьев, председатель союза автомобильных грузовых перевозок при Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Республики Татарстан:
— Программа по утилизации старых грузовиков будет интересна в основном коммерческим предприятиям, которые занимаются грузоперевозками, и ОАО «КАМАЗ». Если брать в пример грузовые перевозки международного масштаба, то в этом случае КАМАЗ не конкурентоспособен. Водители будут покупать иномарки. Если же говорить о самосвалах, то в этом случае у камского автогиганта нет равных.
По нашим подсчетам грузоперевозочной техники в Казани около 1 500 единиц. Можно сказать, что по казанским дорогам ездят автомобили, выпущенные ОАО «КАМАЗ» в самом начале своей работы в 1972 году. Поэтому программа утилизации такого старого транспорта только положительно скажется на экологии города. С другой стороны, так как грузовик это все-таки коммерческий транспорт, то он должен себя окупать. Люди вкладываются в грузовые машины, тратят на их ремонт намного больше денег, чем сумма утилизационного сертификата. Поэтому вряд ли будет большой спрос на кредиты.
Мы поддерживаем программу по утилизации старых грузовиков, но чтобы грузоперевозчики могли позволить себе участие в ней, им необходимо создать благоприятные условия для работы. Мы планируем создать транспортное СРО, чтобы уменьшить риски при автомобильных перевозках.
ОАО «КАМАЗ» прогнозировать популярность программы по утилизации старых грузовых машин и автобусов не торопится, но предприятие признается, что принимает активное участие в разработке функционирования проекта по сегменту своих грузовиков.
Олег Афанасьев, директор департамента ОАО «КАМАЗ» по связям с общественностью:
— Мы сделали предложения Правительству РФ по сегменту своих грузовиков, которые будут участвовать в программе. Исследования по нашему сегменту грузовых машин показали, что по российским дорогам ездят КАМАЗы еще 30-летней давности. Если автовладелец вздумает их продать, то ничего за них не получит. По программе утилизации за свой старый грузовик он еще и премию получит. Не знаю, сколько составит стоимость утилизационного сертификата, но даже если это будет 100−150 тысяч рублей, автомобилист отдаст свой грузовик на переработку. Сейчас около 50\% КАМАЗов старше 15 лет, если владельцам такой техники государство сделает интересное денежное предложение, то программа по утилизации старых грузовиков и автобусов заработает.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: