Новости
21 Февраля 2005, 16:12

Прогноз развития нефтегазового комплекса России

Наступивший год открывает новый этап развития нефтегазового комплекса России и экономики страны в целом: резервы быстрого роста практически исчерпаны, наступает период, когда дальнейшее поступательное движение требует структурной перестройки, значительных инвестиций и тонкой настройки.

Минэкономразвития РФ подготовлен прогноз социально-экономического развития страны на 2005 год и параметры прогноза на период до 2007 года. Он просчитан в трех вариантах: «умеренно-пессимистическом» (резкое ухудшение конъюнктуры на международных рынках сырьевых и энергетических ресурсов, которое не удается компенсировать за счет внутренних факторов развития — I вариант), «консервативном» (существенное снижение мировых цен на нефть при продолжении тенденции к повышению эффективности функционирования экономики — II вариант) и «оптимистичном» (мировая цена на нефть не опустится ниже верхней границы коридора ОПЕК, а склонность российского бизнеса к инвестированию своих доходов не снизится — III вариант).

Третий сценарий рассматривается в прогнозе, как наиболее вероятный. В рамках этого сценария Минэкономразвития ожидает снижения темпов роста экономики до 6,3\% в 2005 г. и 6,1\% в 2006 г., с повышением темпов роста в 2007 году до 6,5\%. Основной причиной замедления роста называется предполагаемое снижение нефтяных цен и падение темпов роста физических объемов экспорта по сравнению с показателями 2003−2004 гг. Министерство считает, что к 2007 году экономика адаптируется к замедлению роста внешнего спроса и за счет повышения эффективности функционирования внутреннего рынка, а также расширения экспорта темпы роста несколько возрастут.

Общеэкономические ожидания

В прогнозируемом периоде Минэкономразвития ожидает некоторого ослабления зависимости экономического роста от динамики мировых цен на нефть и повышения мультипликативного эффекта потребительских расходов и накопления капитала на темпы экономического роста. Повышение темпов роста ВВП в 2007 году до 6,5\% опирается на увеличение вклада внутренних факторов роста до 4,5 процентных пункта.

«Динамика ВВП и вклад факторов в прирост ВВП»

Сохранение мировых нефтяных цен на более высоком уровне, чем принято в третьем базовом варианте прогноза, или соответствующее повышение масштабов экспорта нефти и нефтепродуктов, может несколько повысить темпы роста экономики. Однако эластичность роста российской экономики к повышению цен на нефть по сравнению с предыдущим периодом снижается. Это связано как с имеющимися ограничениями по увеличению физических объемов экспорта нефти, так и с более глубокими изменениями. В частности, экспортные сверхдоходы все больше начинают подпитывать отток капитала и рост потребительского импорта, а не повышение инвестиционной активности внутри России.

В случае стагнации физических объемов экспорта топлива из-за нерешенности проблем расширения экспортных мощностей, или из-за замещения российской нефти на европейском рынке поставками из других стран, российская экономика не сможет преодолеть планку роста выше 4−5\% в год даже при высоких ценах на нефть.

В конечном счете, и при успешном решении проблем топливного комплекса, устойчивый рост российской экономики с темпом выше 6\% в год остается под вопросом, если будут отсутствовать глубокие институциональные и структурные преобразования, обеспечивающие резкое повышение национальной конкурентоспособности и модернизацию экономики.

Минэкономразвития прогнозирует снижение инфляции до 5−6,5\% в 2007 году против 11,5\% в 2004 году. Этому должно помочь ограничение роста цен и тарифов естественных монополий (см. «Тарифное регулирование») и снижение темпов роста денежного предложения из-за сокращения прироста резервов Банка России при условии сохранения умеренных темпов снижения номинального курса рубля.

Тарифное регулирование

Прогноз предельных параметров изменения цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий на 2005−2007 гг. впервые разрабатывался на трехлетний период с последующей разбивкой по годам. Такой подход дает субъектам естественных монополий и потребителям их продукции более четкие ориентиры развития.

В регулировании тарифной политики естественных монополий правительство рассчитывает выйти на компромисс между потребностями самих субъектов естественных монополий с одной стороны и экономики в целом, а также населения — с другой. Правительством предложено установить на 2005−2006 гг. следующие предельные темпы прироста средних оптовых цен на газ для потребителей: на 2005 год — 23\% и на 2006 год — 11\%. По первому варианту прогноза, цена приобретения газа для промышленности составит в 2005 году $ 34,9 за тыс. м3 и $ 37,1 в 2006 году, по двум другим вариантам: в 2005 году — $ 35,4, в 2006 году — $ 38,6.

В 2005 году темпы укрепления рубля в условиях консервативного варианта, предполагающего благоприятную конъюнктуру для российского экспорта, не превысят 3\% (3,2\% — по III варианту), а в условиях I варианта резкое сокращение торгового сальдо может привести к некоторому снижению курса в реальном выражении. В 2007 году реальный курс рубля может вплотную приблизится к докризисному уровню 1997 года. Это потребует более активного вмешательства Банка России, чтобы темпы роста реального курса рубля не превышали 4−5\% с 2005 года.

Цены на нефть

Минэкономразвития отмечает, что под влиянием конъюнктуры мирового рынка энергоносителей динамика цен на нефть устойчиво держится на уровне, превышающем верхнюю границу ценового коридора ОПЕК, которая, по заявлению главы картеля, должна быть повышена с $ 28 до $ 31 за баррель нефти корзины ОПЕК.

Нефтяной рынок сталкивается с рядом факторов неопределенности, в числе которых ситуация в Ираке и ажиотаж на мировых нефтяных рынках. К основным факторам, способствующим повышению цен относятся быстрый экономический рост в США и Китае, угроза терроризма на Ближнем Востоке, угроза ослабления американского доллара и стремление ОПЕК к поддержанию высоких цен.

Сохранение ажиотажа на нефтяном рынке может, по оценкам мировых энергетических агентств, поднять нефтяные цены в 2005 году до уровня $ 35 баррель (Urals) и выше, что не может рассматриваться в качестве устойчивой ситуации.

Снятие военной и спекулятивной ценовой премии, планируемый рост предложения нефти со стороны Саудовской Аравии, а также ожидаемое замедление темпов роста мировой экономики должны обеспечить возвращение мирового рынка к равновесному состоянию. Это приведет к умеренному снижению нефтяных цен и в дальнейшем стабилизировать их около отметки $ 28−29 долларов за баррель (Urals). Такой прогноз согласуется и с оценками ведущих энергетических агентств, которые пересмотрели равновесный уровень рынка в сторону повышения.

Умеренно-консервативный сценарий (II вариант) исходит из снижения цен на нефть сорта Urals в 2005—2007 гг. до $ 25−26 за баррель нефти, что соответствует существенному сжатию мирового спроса или форсированному наращиванию предложения нефти. Третий наиболее вероятный вариант предполагает стабилизацию цены на уровне около $ 28 за баррель нефти, что соответствует верхней границе ценового коридора ОПЕК.

Пессимистический сценарий (I вариант) соответствует фактически кризисной дестабилизации рынка, которая возможна только при утрате контроля над ним со стороны ОПЕК или резкого сжатия нефтяного спроса в развитых странах. В этом случае возможно резкое падение цены барреля нефти в 2005 году до уровня $ 22,5. В дальнейшем среднегодовая цена нефти сорта Urals прогнозируется на уровне $ 20 за баррель.

ТЭК России

В 2005—2007 гг. прогнозируется значительное замедление темпов роста добычи и производства первичных топливно-энергетических ресурсов вследствие продолжения влияния факторов, ограничивающих рост и в настоящее время: недостаточная развитость инфраструктуры трубопроводного транспорта для экспорта углеводородного сырья, сокращение прироста разведанных запасов и ухудшения их структуры, отсутствие альтернативных вариантов производства топлива (неразвитое производство сжиженного газа). Реализация проектов в нефтегазовом секторе, ориентированных на увеличение экспорта топлива, предусматривается в основном за пределами 2007 года.

Добыча и производство первичных энергоресурсов в 2005 году прогнозируется на уровне 1678−1706 млн т у.т. (104,5−106,2\% к 2003 году), в 2007 году — 1707−1769 (106,2−110,1\% к уровню 2003 года).

В целях увеличения валютных поступлений и выполнения долгосрочных обязательств в прогнозе предусматривается повышение суммарного вывоза топливно-энергетических ресурсов за пределы России в 2005 году до 743−761 млн т у.т., или 106,4−109,1\% к уровню 2003 года, а в 2007 году — до 789−841 (113,1−120,5\%). При этом доля экспорта ТЭР в общем объеме добычи и производства энергоресурсов в 2005 году прогнозируется на уровне 2004 года (44,3−44,6\%), а к 2007 году увеличится до 46,2−47,5\%.

Исходя из прогнозируемых макроэкономических показателей развития экономики и снижения энергоемкости ВВП, внутриреспубликанское потребление топливно-энергетических ресурсов в 2005 году составит 104,4−105,4\% к уровню 2003 года, в 2007 году — 107,8−109,1\%. При этом удельный вес угля и газа в структуре потребления топлива существенно не меняется.

Нефтедобыча

Тенденция замедления темпов роста добычи нефти, по оценкам Минэкономразвития, сохранится: с 107,5\% в 2004 году этот показатель уменьшится до 102,1\% в 2007 году. Ситуация обусловлена неразвитостью экспортных трубопроводных мощностей и ухудшением качества сырьевой базы отрасли, а также некоторым увеличением налоговой нагрузки. Наряду с этим, по оценкам ряда экспертов, в результате ослабления контроля за разработкой месторождений добыча на большей их части ведется без проектной документации или в нарушение этой документации, что дополнительно увеличивает риски снижения темпов роста добычи нефти.

Темпы роста добычи нефти, включая газовый конденсат, в 2005 году прогнозируются на уровне 100,0−102,9\%, в 2007 году — 108,2−115,6\% по отношению к 2003 году Динамика добычи, экспорта и переработка нефти»).

Дальнейшее наращивание уровней добычи нефти будет осуществляться за счет увеличения добычи нефти как в традиционных нефтедобывающих районах, так и в новых нефтегазовых провинциях (Тимано-Печорский бассейн, Восточная Сибирь, Республика Саха (Якутия), шельф северных морей, Каспийского моря и о. Сахалин и иные возможные перспективные бассейны).

В 2005 году, в результате введения новой ставки НДПИ и изменения шкалы определения экспортных пошлин на нефть, поступления в бюджет могут возрасти при цене на нефть $ 26/барр. на 12−13\% с одной тонны. В условиях повышения мировой цены на нефть налоговая нагрузка на нефтяников повышается опережающими темпами, что ведет к снижению эффективности экспорта нефти.

Нефтепереработка

В прогнозируемом периоде принята гипотеза слабого роста нефтепереработки, обусловленная увеличением глубины переработки, умеренным ростом внутреннего спроса и ограниченными возможностями экспорта нефтепродуктов из-за их низкого качества. К 2007 году намечено увеличение глубины переработки нефтяного сырья до 73,5−73,9\% (при 70,3\% в 2003 году) за счет модернизации и коренной реконструкции действующих нефтеперерабатывающих производств с опережающим вводом мощностей вторичных процессов, углубляющих переработку нефти, повышающих качество и конкурентоспособность нефтепродуктов. Осуществление реконструкции и модернизации НПЗ предусматривается в основном за счет привлечения собственных средств нефтяных компаний, осуществляющих добычу и переработку нефти, а также средств иностранных инвесторов.

Рост производства нефтепродуктов обусловлен повышением спроса как со стороны отечественных потребителей, так и увеличением экспорта нефтепродуктов.

С учетом оценки за 2004 год темпы роста объемов переработки нефти в 2005 году прогнозируются на уровне 100,0−101,6\%, в 2007 году — 101,6−104,7\% к 2003 году («Производство основных видов продукции нефтеперерабатывающей промышленности»). Намечается снижение отставания темпов роста объемов переработки нефти от темпов роста добычи нефти.

Геологоразведка

После спада объемов геологоразведочных работ в 2002 году (89\% к 2001 году), вызванного изменением условий финансирования, с 2003 года отмечается их увеличение, что объясняется необходимостью поддержания и развития собственных сырьевых баз нефтегазодобывающими и горнодобывающими организациями и проводимыми преобразованиями в недропользовании.

В 2005—2007 гг. прогнозируется увеличение объемов работ по геологическому изучению недр Российской Федерации, выполняемых для государственных нужд за счет средств федерального бюджета. Необходимость увеличения обусловлена исчерпанием поискового задела (объектов, подготовленных для постановки разведочных работ и получения приростов разведанных запасов полезных ископаемых).

В 2005 году прогнозируется выполнение геологоразведочных работ за счет всех источников финансирования в объеме 71,32 млрд руб. (106,8\% к уровню 2003 года) по первому варианту и на сумму 72,52 млрд руб. (108,6\%) — по второму варианту прогноза.

Рост объемов геологоразведочных работ в 2006 году составит 6,6−8,4\% и 6,9−7,4\% по вариантам в 2007 году.

Начиная с 2002 года (после отмены ставок на воспроизводство минерально-сырьевой базы), процесс восполнения ресурсной базы топливно-энергетического комплекса осуществляется за счет собственных и привлеченных средств. Так, по оценке МПР и Минпромэнерго РФ, прирост запасов нефти и конденсата за 2003 год в целом составил 240 млн т. при объеме добычи 421 млн т., что компенсировало их добычу всего на 57\%, прирост запасов газа — до 570 млрд м3, при объеме добычи 581,4 млрд м3.

Основной задачей геологоразведочной отрасли в среднесрочной перспективе (2005−2007 гг.) является усиление поисковых и поисково-оценочных работ на важнейшие виды минерального сырья и, в первую очередь, на нефть и газ для создания поискового задела.

Основными мерами, направленными на улучшение сложившейся ситуации с воспроизводством минерально-сырьевой базы, станут принятие новой редакции федерального закона «О недрах» и внесение соответствующих изменений в налоговое законодательство Российской Федерации.

Налоговая реформа

В ближайшем будущем фискальная нагрузка должна быть перераспределена с перерабатывающих секторов на добывающие, что позволит, при стимулировании роста в перерабатывающей промышленности, сблизить условия конкуренции между сырьевыми и несырьевыми секторами. В этой связи с 2005 года, при высоких ценах на нефть, повышаются налоговые изъятия из нефтедобывающей отрасли: увеличивается базовая ставка налога на добычу полезных ископаемых по нефти с 347 руб. до 419 руб. за 1 тонну сырья, изменяются формулы расчета средней ставки налога, а также повышаются экспортные пошлины на нефть.

Важным направлением налоговой политики остается обеспечение для всех видов предпринимательской деятельности равного налогового режима, создающего одинаковые конкурентные условия хозяйственной деятельности. На это будет направлено снижение ставки НДС в 2006 году, совершенствование механизма его возмещения для экспортеров (в.ч. исключение налогообложения авансовых платежей при экспорте товаров), принятие к вычету сумм НДС, уплаченных при осуществлении капитальных вложений по мере их уплаты, создание единого информационного пространства. В течение 2005−2006 гг. предусматривается завершить реформу имущественных налогов.

Транспорт

В системе нефтепроводного и нефтепродуктопроводного транспорта за 2003−2007 гг. ожидается постепенное увеличение как объемов транспортировки (7,5−12,7\% и 11,2\%), так и грузооборота (19,8−25,6\% и 7,6−8 процентов).

Для создания условий для роста добычи нефти необходимо дальнейшее развитие системы трубопроводного транспорта для экспорта нефти. Приоритетными проектами в настоящее время являются расширение Балтийской трубопроводной системы (БТС), создание нефтепроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан (направление Тайшет-Находка, с возможным ответвлением в Китай), Северный проект (Западная Сибирь-Баренцево море). В 2006 году планируется расширение БТС до 62 млн т в год. Для обеспечения экспорта таких объемов через порт Приморск необходимо расширение существующего резервуарного парка на 300 тыс. м3, реконструкция четырех НПС, строительство одной НПС, причала, объектов для приема с железнодорожных путей нефти и нефтепродуктов.

В 2007 году запланирован ввод первой очереди экспортного магистрального трубопровода «Второво — Ярославль — Кириши — Приморск» (проект «Север»).

На железнодорожном транспорте в последние годы стабильно растут объемы перевозок грузов, в первую очередь по тем номенклатурным группам, в перевозках которых большую долю занимает экспортная составляющая. Так, в 2004 году значительно — на 5,9\% — выросли перевозки нефти и нефтепродуктов.

Недостаток тоннажа морского флота и его низкая конкурентоспособность являются причинами снижения грузооборота и крайне низкой доли участия отечественных судоходных компаний в выполнении российских экспортно-импортных перевозок, которая не превышает 5\%.

Несмотря на спад морских перевозок российским флотом, в последние годы неуклонно растет грузооборот морских торговых портов и перегрузочных комплексов России — преимущественно за счет прироста и ввода в эксплуатацию новых перегрузочных мощностей, реконструкции и модернизации действующих, а также в связи с увеличением объемов экспортируемой продукции, в основном — наливных грузов. За 2004 год грузооборот портов вырос на 13,3\%. Тем не менее мощностей перегрузочных комплексов недостаточно для возрастающих объемов экспортных и транзитных грузов.

Грузооборот портов России возрастет в 2007 году против уровня 2003 года почти в 1,6 раза и составит порядка 462 млн т (в 2003 году — 291,3 млн тонн). Значительный рост грузооборота российских портов обусловлен, прежде всего, ростом перевалки нефти. Так, объем переработки наливных грузов в российских портах увеличится в 1,65 раза к 2007 году. Основными факторами увеличения грузооборота российских портов называются дальнейшее развитие портовых перегрузочных комплексов обеспечивающих перевалку российских внешнеторговых грузов, переключение российских грузопотоков из портов сопредельных стран на отечественные порты.

Внешняя торговля

Во внешнеэкономической деятельности в ближайшие годы вряд ли удастся преодолеть ряд негативных явлений, сдерживающих поступательное развитие внешней торговли России, «облагораживание» экспорта и рационализацию импорта. Согласно прогнозу развития внешней торговли России на период до 2007 года, в структуре экспорта по-прежнему будет доминировать углеводородное сырье. При этом по сравнению с 2003 годом экспорт вырастет в долларовом выражении примерно на треть, а импорт — на 70\%.

Структура российского экспорта в 2007 году

Прогноз экспорта нефти по всем вариантам в целом соответствует Энергетической стратегии Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Он предполагает дальнейшее умеренное повышение спроса на нефть со стороны традиционных зарубежных потребителей при сохранении ограничений экспорта со стороны транспортной инфраструктуры.

В прогнозе экспорта нефти учтено только расширение трубопроводных мощностей БТС до 62 млн т в конце 2005 года. В этих условиях возможные объемы экспорта составят в 2005 году 260 млн т и возрастут к 2007 году до 278,5 млн т при сохранении достигнутого в 2004 году объема экспорта нефти с использованием железнодорожного и речного транспорта на уровне 45 млн т. Предполагается, что снижение мировых цен на нефть не позволит увеличить экспорт нефти по железной дороге и морским путем.

Вместе с тем, достигнутая в настоящее время договоренность с украинской стороной об использовании для поставок российской нефти нефтепровода Одесса — Броды в реверсном направлении позволит, по экспертной оценке, увеличить поставки нефти на экспорт в 2005 году — на 6 млн тонн. С учетом этого, объем экспорта нефти может составить в 2005 году 265 млн т с соответствующим увеличением объема добычи нефти. При этом реализация других направлений развития системы трубопроводного транспорта выходит за рамки прогнозируемого периода.

Таким образом, в результате снижения прибыльности экспорта и сохранения относительного недостатка экспортных мощностей темпы роста экспорта нефти снижаются с 11−13\% в 2004 году до 3\% в 2005—2007 гг. На рубеже 2006−2007 гг. могут усилится ограничения предложения, связанные с отставанием ресурсной базы нефтедобычи.

Следует отметить, что темпы роста объемов экспортируемой нефти существенно превышают темпы роста объемов внутреннего потребления нефти.

По первому сценарию развития из-за слабости внутреннего спроса и резкого падения мировых цен объем экспорта стабилизируется на уровне 253−254 млн т в 2005—2007 гг. Ввод новых экспортных мощностей Балтийской трубопроводной системы (БТС) компенсируется падением экспорта по железной дороге и морским путем, который при низких ценах становится нерентабельным.

География экспорта нефти и нефтепродуктов в 2005—2007 гг. изменится незначительно: доминирующим остается европейское направление экспорта.

Важным фактором в формировании устойчивого рынка энергоресурсов России должно стать сохранение взаимовыгодных производственных связей, прежде всего в области добычи и переработки нефти. Особое внимание предлагается уделить совместной переработке нефти на нефтеперерабатывающих заводах Украины и Белоруссии.

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: