Новости
06 Февраля 2013, 11:31

Проекты — от работы вслепую к профессиональному управлению

Задача развития малого и среднего бизнеса в Татарстане, можно сказать, возведена в ранг регионального проекта: в республике запущены практически все возможные механизмы содействия МСБ. Однако предприниматель по определению — человек, успех которого в его собственных руках. Сегодня руководители говорят о необходимости переходить от работы вслепую к профессиональному управлению своими проектами. А такой внешний фактор как вступление России в ВТО подтверждает потребность в скорейшем освоении международных стандартов проектного менеджмента.

Реализация любой бизнес-идеи начинается с поиска финансов. Наряду с кредитными предложениями банков в Татарстане действуют программы государственной поддержки предпринимателей. И, тем не менее, бизнесмены далеко не всегда добиваются финансирования. Одни жалуются на недоступность кредитов, другие на нездоровую конкуренцию, бюрократию и другие барьеры на пути развития компаний. А инвесторы, как наши, так и иностранные, говорят о слабой проработанности многих проектов как причине большинства отказов в финансировании.

Ключевым аргументом в разговоре предпринимателя с потенциальным инвестором является бизнес-план. И здесь же кроются первые подводные камни на пути к реализации проекта: бизнесмены готовят документ самостоятельно и зачастую не учитывают важнейших параметров.

Недостатки самодельных бизнес-планов

Ильнур Фатихов, руководитель Департамента инвестиционного проектирования компании СЭНК:

Ильнур Фатихов — Ключевым недостатком бизнес-планов, подготовленных самими бизнесменами, чаще всего является отсутствие финансовых показателей. Предприниматель оперирует экономическими понятиями (прибыль, себестоимость, выручка и т. д.). Однако для характеристики эффективности проекта необходимы и финансовые, такие как срок окупаемости, чистая приведенная стоимость проекта, внутренняя норма рентабельности и др.

Одним из следствий слабой проработки финансовых аспектов бизнес-плана становится недоучет издержек на инвестиционной и прединвестиционной стадиях. В результате в ходе реализации проекта всплывают статьи расходов, о которых в период планирования бизнесмен даже не думал. Естественно, и средств на их покрытие не предусматривалось.

Интуиция не заменит маркетинг

Важным компонентом бизнес-плана является информация по емкости рынка и средним ценам на нем. Объективно оценить ситуацию и определить конкурентоспособность новой продукции можно только на основании маркетингового исследования. «Предприниматель интуитивно ориентируется в ситуации, но полное видение картины у него отсутствует. В результате он рисуют себе радужные перспективы сбыта того или иного товара, а с действительностью сталкивается уже на стадии реализации, когда видит, что спроса, в том объеме, в каком он себе представлял, на данную продукцию нет», — отмечает специалист компании СЭНК. В таких случаях исправлять ошибки гораздо труднее, нежели избежать их на этапе подготовки бизнес-плана.

Документ, лежащий в основе любого проекта, безусловно, требует при подготовке непосредственного участия самого предпринимателя. Однако, как показывает практика, сотрудничество со специалистами консалтинговых компаний позволит объединить знания автора проекта и компетенции профессионалов.

Ильнур Фатихов:

— Загоревшись идеей реализовать проект, предприниматель нередко упускает из виду такой аспект как оценка рисков и меры управления рисками. А ведь их можно предусмотреть и значительно снизить, скажем, путем заключения договоров о намерениях, подтверждающих, что продукция будет продаваться по таким же ценам и в тех же объемах, что заявлены в бизнес-плане.

Договор о намерениях является серьезным аргументом для инвесторов, как при кредитном финансировании, так и при получении государственного финансирования, различных субсидий. Однако предприниматели часто не придают этому значения, считают достаточным сделать расчеты и представить формальную отписку для получения финансирования. На положительное решение в таком случае вряд ли можно рассчитывать.

Без собственных вложений не обойтись

Крайне важна для потенциального инвестора готовность предпринимателя вкладывать в проект собственные средства. Нередко уверенные в исключительности своего дела бизнесмены идут в банк и ожидают, что получат кредит, равный 100% потребности. Однако эксперты утверждают: такого не бывает. Максимум 70−80% необходимых инвестиций можно покрыть за счет кредита, а неготовность предпринимателя вкладывать свои средства даже в случае с сильным проектом может стать причиной отказа в финансировании.

Успешный бизнесмен точно рассчитывает не только деньги, но и время. И вместо того, чтобы тратить его на самостоятельную работу над бизнес-
планом, он, заручившись в этом деле поддержкой профессиональных консалтеров, освобождает временной ресурс для проработки деталей проекта: ведет переговоры с поставщиками, заключает договоры о намерениях с потенциальными потребителями и т. д. А в итоге получает профессиональный бизнес-план и обеспечивает необходимые условия для старта своего бизнеса.

Время быстрых проектов

После получения финансирования все нити управления проектом оказываются в руках предпринимателя, а успех зависит от умения это управление грамотно выстроить.

Актуальной тенденцией современного бизнеса является сокращение жизненного цикла любого проекта: идеи и бизнес-продукты быстро стареют. Как следствие, требования к компетенции предпринимателей не просто повышаются, но качественно изменяются.

Игорь Костенко, преподаватель-консультант образовательной программы «Управление проектами» МЦДО ЛИНК:

Игорь-Петрович_2 — Сегодня существует спрос на очень быструю реализацию проектов. К примеру, раньше были модели АвтоВАЗа — их производство длилось 41 год. А нынешние модели автомобилей рождаются и уходят в небытие за 5−8 лет максимум. И так в любой сфере деятельности. В условиях стремительного сокращения жизненного цикла продукта необходимо обеспечить быстрый вывод проектов на должный уровень эффективности.

Для этой цели существует определенная наука в бизнесе — «Управление проектами». Она подчиняется своим законам и является синтезом теории и практики. Теоретическую основу составляют стандарты управления проектами, наиболее распространенными из которых являются американский PMI и европейский IPMA. В России работает американский вариант.

Справка:

Институт управления проектами (Project Management Institute — PMI) разработал и постоянно обновляется стандарт по управлению проектами PMBOK. В настоящее время он обрел мировое признание. Руководство по управлению проектами содержит обобщенные принципы и подходы в области проектного менеджмента, формализованные и структурированные таким образом, чтобы их можно было использовать в большинстве проектов в большинстве случаев.

В Казани по стандартам «Управления проектами» строился мост Миллениум, создавалась экологическая полиция и ряд других проектов. Но их доля на общем фоне пока довольно мала. Специалисты связывают это с тяжестью внедрения и освоения всего нового, особенно на уже работающих предприятиях. Однако иного пути сегодня просто нет.

«Работать без этих стандартов уже просто нельзя. Потому что сейчас, после вступления в ВТО, к нам придут специалисты, знакомые с этой технологией, они будут разговаривать на языке стандартов и ни на каком больше. И чем быстрее и активнее наши предприниматели будут осваивать его, тем эффективнее будет не только деятельность их компаний, но и экономика страны в целом. Это как с иностранными языками: люди осознали, что без них никуда и начали учить», — утверждает тьютор ЛИНКа.

Для «Управления проектами» надо созреть

Науку «Управление проектами» в МЦДО ЛИНК предлагают осваивать через работу в группах с бизнес-тренерами, которые развивают навыки слушателей — руководителей проектов. Аудитория таких курсов постоянно расширятся, а специалисты Центра не только преподают в Татарстане, но еще и проводят дистанционное обучение в других регионах.

Игорь Костенко:

— Наша аудитория — это бизнесмены, которые уже «набили себе шишек». Дело в том, что начинающие предприниматели, также как и студенты, еще не воспринимают информацию, потому что у них нет осознанной необходимости в ней. Приходят люди, которые уже управляют проектами. Я не скрываю своего восхищения перед их талантливостью, но открыто говорю им, что пока они делают это вслепую. Наша задача — «развязать глаза» и позволить им работать на совершенно другом уровне: как только стандарты начинают внедряться, эффективность проекта возрастает как минимум на 50%.

Внедрить технологию управления проектами можно на любой стадии реализации проекта. Так, скажем, в случае со строительством моста Миллениум ее применили уже на завершающей стадии, и именно благодаря этому объект был сдан в срок.

По словам спикера, в основе проектного менеджмента лежит треугольник, его вершины — бюджет, сроки и качество. Это и есть ключевые задачи, которые позволяет решить технология «Управления проектами»: уложиться в бюджет, в заданные сроки и точно выполнить проект именно на том уровне качества, который требует заказчик. Еще одной отличительной чертой проектов, созданных по стандартам управления, является снижение рисков при их реализации: возможность предвидеть возможные риски позволяет их предотвратить.

Что касается сферы применения технологии, то ограничений нет: «управление проектами — это скелет менеджмента, который ложится на любой бизнес».

Справка:

Компания СЭНК — основана в 1996 г. Входит в число крупнейших консалтинговых компаний России и занимает лидирующие позиции в Приволжском федеральном округе. В спектр услуг входят оценка и аудит, составление бизнес-планов, оказание юридической и консультативной помощи.

Справка:

Международный Центр Делового Образования ЛИНК (МЦДО ЛИНК) работает с 1994 года. К настоящему моменту является одной из опытнейших школ бизнеса в Республике Татарстан и Поволжье. Проводит обучение в сфере менеджмента, маркетинга, финансов, управлении проектами.

Новости
12 Декабря 2024, 17:31

Субъектам МСБ в РТ передали в аренду 284 объекта госимущества

В том числе в текущем году — 35.

В Татарстане для субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых граждан предлагается в аренду 956 свободных объектов недвижимости. На данный момент субъекты МСП уже получили 284 объекта государственного и муниципального имущества на льготных условиях по договорам аренды. Из них 35 объектов были переданы в этом году.

Малые и средние предприятия используют арендованные объекты для производства, переработки и продажи сельскохозяйственной продукции, предоставления коммунальных и бытовых услуг населению, строительства и реконструкции соцобъектов, производства продуктов питания, промышленных товаров, лекарств и медицинских изделий.

Напомним, оборот малого и среднего бизнеса в Татарстане в 2023 году превысил 2,5 трлн рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: