Новости
16 Февраля 2011, 10:28

Проект образовательного стандарта доработан и вновь вынесен на обсуждение

Проект образовательного стандарта для старшей школы вновь вынесен на рассмотрение. Первая версия была вывешена в интернете для обсуждения в ноябре прошлого года и вызвала бурную реакцию в обществе. На этот раз при составлении проекта учли многие замечания. Теперь каждый, кому небезразличны образовательные стандарты, может оставить свои замечания на сайте минобрнауки РФ, где и появился проект.

Основной принцип выборности предметов остался без изменений

Разработчиком обновленного проекта стандарта выступает тот же Институт стратегических исследований в образовании (подразделение Российской академии образования). В предисловии к документу говорится, что его авторы учли все замечания и предложения, все «декларативные предписания» были «уточнены и конкретизированы», а раздел с требованиями к «основной образовательной программе», который и стал основным объектом критики, был практически полностью переработан.

По первому варианту проекта государственного образовательного стандарта предлагалось с 10-го класса изучать профильные предметы углубленно, поскольку большинство школьников к 10 классу определяются с будущей профессией. Как известно, дискуссия по поводу новых образовательных стандартов развернулась в обществе после того, как минобрнауки предложил сделать обязательными лишь четыре предмета — физкультуру, ОБЖ, «Россия в мире», а также подготовку индивидуального проекта. Остальные обязательные предметы школьник сможет выбрать сам из шести предложенных блоков.

Так, в первый из этих блоков входят русский язык и литература, а также родной язык и родная литература. Вторая группа включает иностранные языки, третья — предметы из области математики и информатики, четвертая — общественные науки, пятая — естественные науки, шестая — искусство или предмет по выбору.

В каждой из групп, по замыслу авторов стандарта, ученик может выбрать один или два предмета. Но в общей сложности таких обязательных предметов по выбору должно быть не более семи. Причем из этих семи школьник должен будет выбрать три-четыре предмета, которые он хочет изучать углубленно — в зависимости от его предпочтений относительно будущей профессии.

Таким образом, число обязательных предметов в старшей школе сократится с 14, как в настоящее время, до 10−11, и школьники будут менее загружены. Однако, такие стандарты вызвали возмущение в обществе. Московские учителя обратились к председателю правительства РФ Владимиру Путину с открытым письмом, под которым подписались около 12 тыс. учителей и экспертов в сфере образования. Протест педагогов активно поддержали деятели науки и культуры.

Новый стандарт

В обновленном варианте стандарта говорится, что для старшеклассников обязательно изучение девяти-десяти дисциплин, а не четырех. При этом в документе по-прежнему остаются такие предметы, как «Россия в мире», ОБЖ и физкультура, но они упомянуты на последнем месте среди обязательных. Однако, основной принцип выборности предметов и уровня обучения остался без изменения. Разве что теперь предлагается выбирать не из шести, а из пяти областей предметов (но по-прежнему один-два в каждой). Например, в области «Математика и информатика» ученик может выбрать как одну из этих дисциплин в базовом и профильном уровнях, так и изучение сразу двух предметов, но на самом минимальном уровне. Разработчики также включили в область «Филология» предмет «Русский язык и литература». Наконец, в дополнение к «России в мире», ОБЖ, физкультуре и еще предметам из пяти обязательных областей ученик может выбрать еще одну-две дисциплины. В стандарте говорится об астрономии, дизайне, хореографии, технологии или искусстве. Разработчик стандарта — научный руководитель Института стратегических исследований в образовании Александр Кондаков заверил, что стандарт стал «более понятен для широкого читателя» и в нем учтены все основные замечания критиков, пишет «КоммерсантЪ».

«Математика обязательна для каждого учащегося», — пояснил он. Кроме того, Кондаков обращает внимание, что девять-десять обязательных предметов «бесплатны и финансируются государством». «Мы признали свою ошибку и необходимость более четкого и понятного разъяснения стандарта. Нас просто не поняли», — уточнил он. В пресс-службе Минобрнауки 15 февраля комментировать проект не стали, сославшись на то, что еще не успели с ним ознакомиться.

Альберт Гильмутдинов: «Главная задача, которая стоит перед образованием — это повышение его качества»

Напомним, что интернет-портал TatCenter.ru ранее интересовался у представителей образовательной отрасли о том, как они оценивают государственный образовательный стандарт для старшей школы. Большинство преподавателей сказал
и, что не поняли для чего так кардинально менять образовательную систему школы. Так, Альберт Гильмутдинов, министр образования и науки РТ считает, что главная задача, которая стоит перед российским образованием, это повышение его качества. Потому что, то качество, которое есть сейчас, никого не устраивает. Оно не устраивает ни самих детей, ни родителей, ни общество, ни работодателей.

гильмутдинов Альберт Гильмутдинов:

— Для возрождения качества образования нужно резко повысить эффективность функционирования образовательной отрасли. В нее вкладывается очень много денег, но они расходуются с невысокой отдачей. Поэтому когда мы поймем, как образовательную отрасль сделать эффективной, тогда решим вопрос качества.

Касательно государственных образовательных стандартов я думаю, что они нужны. Но конкретно по тому варианту стандартов, который сейчас внесен на рассмотрение, возникает очень много спорных моментов. Поэтому не зря продолжаются обсуждения, и я уверен, что туда будут внесены серьезные коррективы. По поводу предложенных четырех дополнительных предметов могу сказать, что я не против физкультуры, потому что это основа здоровья детей, введение предмета «Россия в мире» тоже понятно. В дополнение к ним я бы ввел русский и английский язык, математику. Сама идея с предоставлением выбора предметов старшеклассникам правильная, единственное, как грамотно ее воплотить в жизнь. Я думаю, что необходимые коррективы в стандарты все-таки еще будут внесены.

Ректор КГТУ им. Туполева Юрий Гортышов к изменениям, которые происходят с государственным образовательным стандартом, относится не очень хорошо. По его словам, даже министру или ректору с богатым опытом не просто сказать, какой предмет можно выбрать.

гортышов Юрий Гортышов:

— Как в этом случае школьнику что-то выбрать, я не представляю. Конечно, всегда есть стремление что-то сделать лучше, но система образования — это очень тонкая система. Знания — это огромный шар, внутри которого ядро меньшего размера, олицетворяющее собой фундаментальное образование на все времена. Оно почти не меняется и состоит из математики, физики, географии, русского языка. А снаружи ядро окружает огромная оболочка, которая меняется. В школе дают ядро, а вузовская система — это оболочка ядра. Оболочка постоянно меняется, знания быстро устаревают, но в школе надо давать то, что не устаревает никогда.

Мне кажется, что-то, чему и как учили в школе раньше, было правильно. К тому же очень важна система, но еще важнее ее реализация. Мы можем придумать очень хорошую систему, но неграмотно ее реализовать. Пока я не понимаю тех предметов, которые сделали обязательными для учеников старших классов. Ведь почти невозможно спрогнозировать в первом, пятом или десятом классе, куда пойдет ребенок.

Новости
19 Апреля 2024, 16:55

С автодорог в Татарстане собрали 347 куб. м мусора

Кроме того, рабочие восстанавливают поврежденные технические средства организации дорожного движения.

В Татарстане дорожные службы приступили к подготовке федеральных трасс к весеннему сезону. По последним данным пресс-службы «Волго-Вятскуправтодора», с участков автодорог уже удалось убрать 347 куб. м мусора. Кроме того, рабочие проводят восстановление поврежденных средств организации дорожного движения. Ежедневно на этих работах занято 108 дорожных рабочих и задействовано 33 единицы техники.

С приходом стабильно теплой погоды специалисты начнут покраску элементов дорожного обустройства, а также восстановление и обновление горизонтальной разметки.

Напомним, в Татарстане в 2025 году заработают три новых мусороперерабатывающих комплекса. Объем инвестиций составит более 20 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: